Развод по-украински



Развод по-украинскиС начала года услугами Керченской переправы воспользовалось более 4 млн человек. Большая часть работающих на переправе судов ремонтируется на судоремонтном заводе (СРЗ) «Южный Севастополь». Это и буксиры «Хохол», «Посейдон», и паромы «Анненков», «Петровск», «Авангард» и другие. За три года силами СРЗ «Южный Севастополь» отремонтировано более 70 судов. При таких успехах и учитывая, что мост через Керченский пролив должен заработать на полную мощность только к 2019 году, удивительно читать мнение трудового коллектива об отношении к ним правительства Севастополя.

Из обращения трудового коллектива ООО «СРЗ «Южный Севастополь» Президенту РФ Пути- ну В.В.:

«Просим Вас пресечь бесчестную попытку Правительства Севастополя отобрать у нас завод, положить конец бездарному управлению городом Правительства Севастополя, чиновники которого, преследуя свои личные корыстные цели, подрывают авторитет Правительства РФ и действуют во вред интересам России. Политика Правительства Севастополя отбивает всякое желание у представителей малого и среднего бизнеса активно работать в сферах судостроения и судоремонта и создаёт неблагоприятный для инвестиций фон. Пытаясь раздавить дирекцию завода экономически, отдельные чиновники Правительства Севастополя никогда не действовали в интересах государства и города Севастополя, ставя свои личные интересы выше государственных. Мало того, эти чиновники, пока шло судебное разбирательство, вводили в заблуждение губернатора, сообщая ему, что рассчитывают законную стоимость аренды для СРЗ, а завод судоремонтом не занимается, налоги не платит, зарплаты не платит. Полный набор дезинформации. В глазах губернатора завод СРЗ стал врагом. По-другому нельзя объяснить данную ситуацию».

Это письмо, как говорится, позвало в дорогу, и «АН», пообщавшись с участниками конфликта и посмотрев судебные документы, подтверждают выводы трудового коллектива СРЗ. Чиновники правительства Севастополя, в зону ответственности которых входит СРЗ, не только не хотят работать и исполнять российское законодательство, но ещё, пользуясь случаем, отожмут любой мало-мальски прибыльный бизнес в пользу любой заинтересованной стороны.

Самый главный камень преткновения противостояния СРЗ и правительства Севастополя, вы только вдумайтесь, – курс гривны. Более того, сумму арендной платы за 2014 год правительство Севастополя индексирует по уровню украинской инфляции, а за 2015 год – по российским коэффициентам. Пени по договору рассчитываются по ставке Национального банка Украины, которая значительно превышает ключевую ставку ЦБ РФ, что является прямым нарушением Конституции РФ. На дворе 2017 год, город-герой уж три года как российский, однако арендную плату правительство российского города федерального значения Севастополя выставляет в украинских гривнах.

Инвесторы «с материка» пришли на СРЗ в 2015 году, добросовестно выкупив предприятие (это по российским законам предприятие, а по украинским –
целостный имущественный комплекс – ЦИК) у украинских владельцев. Сразу же погасили долги по зарплате (14 млн руб.), долги по аренде (19 млн руб.), долг перед бюджетом (5 млн руб.). С 2015 года СРЗ стал крупнейшим налогоплательщиком Гагаринского района Севастополя, за всё это время не уволил ни одного сотрудника, подняв при этом заработную плату на 144%.

При этом СРЗ принадлежит государству, и инвестор арендует (!) у него предприятие – 9 причалов (800 м), плавающий ДОК «ПД-6», плавающий кран «ПК-66», буксир «МБ‐21», понтоны, ремонтные цеха – всё имущество. И главное, до сих пор все расчёты ведутся по заключённому ещё по украинским законам договору аренды ЦИК СРЗ у города Севастополя. Закавыка в курсе пересчёта с гривен на рубли. Правительство в лице ДИЗО (Департамент имущественных земельных отношений) считает по курсу на 01.01.2015 – 3,55 (на май 2016 года получилось 22 млн руб. долга), завод предлагает считать по текущему курсу – 2,5, получилось – 18 млн руб., а с учётом произведённой оплаты и простоя сумма составляет 6,4 млн рублей.

Почему не учитываются некоторые произведённые платежи СРЗ? Да потому, что правительство Севастополя решило собрать долги перед бюджетом Украины и засчитало поступившие средства как погашение долга перед другим государством. На самом деле существование долга в бюджете Украины является спорным. Почему по 3,55? Да выше курса не было в обозримой истории. Самое смешное – правительство в лице ДИЗО до сих пор не приняло СРЗ на баланс, он, по сути, получается всё ещё в украинской юрисдикции?! Как вообще можно расторгнуть то, чего нет? Прежде чем разводиться, надо ведь пожениться! Зато в мае 2015-го быстро оформили причалы на ГУП (государственное унитарное предприятие), при этом нарушив целостность имущественного комплекса, нарушили договор и в дальнейшем запретили пользоваться причалами, но при этом арендная плата начислялась в полном объёме. Это как взять в аренду машину, а потом узнать, что она без руля, но деньги всё равно плати...

Применение курса гривны к рублю 3,55 не имеет под собой ни единого законного основания. Для оправдания своих расчётов правительство Севастополя только в августе 2017-го (!) выпускает Постановление No585-ПП, в котором устанавливает применяемый для расчёта арендной платы за ЦИК курс гривны – 3,55. Данный факт ещё раз подтверждает отсутствие правовых оснований применения этого курса при расчёте аренды за 2014–2016 годы. При этом расчёт СРЗ сделан строго по нормам действующего российского законодательства, в соответствии с распоряжением губернатора г. Севастополя No113 и ст. 317 ГК РФ.

Стоит отметить, что до момента передачи функций управления государственным имуществом ДИЗО предыдущие уполномоченные органы (ФГИ, Главное управление по имущественным и земельным отношениям) производили расчёт арендной платы без индексации и применения ставки НБУ, но при этом строго в рублях. Да и сам ДИЗО трижды менял свои расчёты при рассмотрении дела в Арбитражном суде г. Севастополя и 21-м арбитражном апелляционном суде, но при этом почти все строго по-украински. Как ни странно, судьи этого «не заметили». Понятно, что на суды надавили. Однако инвестор вкладывает деньги в переоснащение оборудования, вложив только в ремонт плавающего дока «ПД-6» 50 млн руб. и ещё 59 млн руб. в улучшение арендованного имущества. Основным производственным средством любого судоремонтного завода являются плавающие доки и причалы. «ПД-6» не имел регистровых документов в российском регистре и плавал под украинским флагом. Так вот – портнадзор его эксплуатацию запретил. А причалы просто отняли.




Но! Ведь переоформление документов ДОКа на российские – это прямая задача правительства города. СРЗ обращается в ДИЗО с просьбой дать поручение на самостоятельное оформление документов заводом, не останавливая ДОК. «Нельзя», – ответили в ДИЗО. ДОК был закрыт на 7 (!) месяцев. А нет ДОКа – нет заказов на ремонт. Было потеряно заказов на 107 млн рублей. При этом убытки предприятия составили 84 млн рублей. В настоящее время требования о возмещении убытков, причинённых правительством Севастополя СРЗ, рассматриваются в арбитраже.

Стоит отметить, что на период переоформления документов по ДОКу на других подобных предприятиях Севастополя работа не приостанавливалась, исключение из правил – лишь СРЗ «Южный Севастополь». Новые владельцы всё это время платят трудовому коллективу зарплату в полном объёме, отчисляют налоги. В настоящее время задолженность по заработной плате и налогам отсутствует. Тем временем правительство Севастополя пытается истребовать земельный участок, предоставленный в аренду СРЗ под ЦИК. Удивительно, но суд вынес решение в пользу СРЗ. Наверное, не успели надавить.

Зимой 2015–2016-го Крым переживает блэк­аут, энергетическую блокаду Украиной. СРЗ просит топливо для своего дизель-генератора, который использовался лишь на треть (ДОК-то в простое!) и легко мог бы обслуживать ещё 35 городских объектов, расположенных поблизости. Топливо не дают, обещанную компенсацию не дают. Но! Арендную плату за оборудование (!) в то же время считают исправно, хотя по чьей вине СРЗ лишился главного орудия производства? Правительство города-героя, которое якобы заботится о развитии производства, могло бы не брать на время простоя ДОКа аренду. СРЗ просил хотя бы снизить арендную плату на время простоя! Ответ вы знаете: «Нельзя». Правительство РФ разработало программу возмещения промышленным предприятиям Севастополя убытков, которые они понесли в период энергоблокады. Разумеется, СРЗ, который, как и все, был без электроэнергии в течение 6 месяцев, никакой компенсации не получил.

Несмотря на вынужденный простой, давление со стороны правительства Севастополя, запрет на использование плавучего ДОКа и причалов, отключение электричества и международные санкции, СРЗ «Южный Севастополь» с апреля 2014-го по август 2017 года было отремонтировано 72 судна, большинство из которых обслуживает Керченскую переправу. Эти данные подтверждаются соответствующими договорами на ремонт, об этом также легко можно получить информацию от Портнадзора и других контролирующих органов. Только в 2016 году ремонт на заводе прошли 18 судов! 2017-й также заполнен заказами. После того как уменьшили давление, завод показывает невероятную выработку: миллион рублей в день – заказ на 40 млн руб. выполняется за 40 дней! А отдельные чиновники правительства Севастополя в лице ДИЗО всё считают долг за аренду. По их мнению, на август 2017-го выходит уже 74 млн руб., что в гривнах составляет порядка 20 миллионов. На тех предприятиях, на которые на момент перехода в российскую юрисдикцию не нашлось владельцев, создали ГУПы – всего 148 штук. Почти все они убыточны. К примеру, вертолётный завод имеет долг перед бюджетом Севастополя около 100 млн руб., но никто никаких санкций и судов против него не ведёт.

Правительству Севастополя волей-неволей пришлось озвучивать свою версию событий такого трепетного внимания к долгам СРЗ: «Нам поступило письмо от крупного судостроительного предприятия, которое заявило о желании работать в Севастополе на базе имущественного комплекса в Камышовой бухте. То есть там, где сейчас работает завод-должник, – рассказал «Новой газете» глава корпорации развития Севастополя Олег Николаев. – Мы хотим видеть в городе по-настоящему сильных инвесторов». «По-настоящему» – это как!?

А у другого московского издания своя версия: «Известно ли, кто претендует на собственность? Пожалуй. Этих двух предпринимателей хорошо знают крымские силовики со стажем – в 90-х доводилось одним убегать, а другим – догонять». Ага, вот что значит «по-настоящему»?! Одна из главных, кроме курса гривны, претензий правительства города к СРЗ: «Почему за период аренды имущественного комплекса (с 2003 года!) количество объектов на нём сократилось с 1367 до 1050 единиц?»

А инвентаризацию новые собственники провели в 2015-м!И где им теперь искать холодильники «Днепр», машинки «­Ятрань» и гипсовый бюст Ленина?

Непомерное повышение арендной ставки – фирменная уловка отдельных чиновников. «Чиновники сознательно банкротят успешные предприятия, чтобы перевести их под контроль своих людей, считают эксперты» – прямо пишут местные СМИ.

В суде первой и апелляционной инстанций СРЗ проиграл дело по иску ДИЗО – принятыми судебными постановлениями с СРЗ взыскана арендная плата, договор аренды судом расторгнут. В настоящее время дело находится на рассмотрении в Арбитражном суде Центрального округа, исполнение решения суда первой инстанции, а также постановления апелляционной инстанции приостановлено Арбитражным судом ЦФО (г. Калуга, ул. Кирова, 4) до рассмотрения кассационной жалобы, дело назначено к рассмотрению на 11 сентября 2017 года в 11:00. Трудовой коллектив СРЗ возлагает большие надежды на непредвзятых служителей Фемиды.

Если же нет, вдруг и здесь надавят, то 150 человек, работающих на СРЗ «Южный Севастополь», и 500 судоремонтников из подрядных организаций окажутся без работы.

При таких обстоятельствах в условиях давления со стороны правительства города ни один инвестор не будет вкладывать деньги в развитие предприятия.

В городе, в котором с момента рождения вместе с крепостью – базой Черноморского флота России – одновременно с первыми городскими зданиями были заложены ремонтные мастерские, этих самых мастерских не станет.

Николай УХТИН