Кто в ответе за транспортный коллапс



Кто в ответе за транспортный коллапсСудя по количеству дорожно-транспортных происшествий, значительное число которых закончилось летальным исходом, да ещё с участием детей, Управление патрульной милиции (УПМ) МВД Кыргызстана не смогло справиться с поставленными перед ним задачами.

За примирением сторон

К такому выводу пришли на заседании Совета безопасности КР, где одним из вопросов повестки дня стояло рассмотрение причин высокого уровня аварийности на дорогах респуб­лики.

Недавно на 468-м километре автомагистрали Бишкек — Ош в районе города Таш-Кумыра столкнулись три машины: минивэны «Хонда Степвэгон», «Хонда Одиссей» и грузовик. Жертвами стали восемь человек.

Вице-премьер-министр Жениш Разаков провёл экстренное заседание комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения и взял под личный контроль трагедию, случившуюся на трассе Бишкек — Ош.

Ещё один случай произошёл в Чуйской области. Возвращающийся после выходных с иссык-кульского побережья прокурор Первомайского района не смог справиться с управлением авто. Его машина «Тойота» врезалась в «Хонду Стрим», идущую навстречу, за рулём которой была девушка. Она скончалась на месте.

Буквально на днях в Аламудунском районе Чуйской области в ДТП погиб шестилетний мальчик. Водитель автомобиля «Тойота Королла» не справился с управлением и упал в реку. В машине находился его ребёнок. В результате малыша выбросило из авто в реку и унесло течением.

В селе Новопокровка Чуйской области при столкновении «БМВ» и «Хонда Эдикс» пострадало семь человек, из которых двое детей. 19-летний водитель автомашины «БМВ» не справился с рулевым управлением, выехал на полосу встречного движения. В результате произошло столкновение с автомашиной марки «Хонда Эдикс». Оба водителя, а также пассажиры автомашин с различными травмами доставлены в территориальную больницу города Канта и Чуйскую областную больницу. В числе пострадавших двое детей — 2006 и 2011 годов рождения.

Подобные сообщения содержатся в ежедневной сводке МВД. По информации Главного управления патрульной милиции МВД, с начала года по республике было зарегистрировано свыше двух тысяч ДТП, в которых погибло свыше трёхсот человек, а 569 аварий унесли жизни 30 детишек от года до десяти лет, ещё 637 получили травмы различной степени тяжести.

Однако больше шокирует другая цифра. Оказывается, если верить словам секретаря Совета безопасности Темира Джумакадырова, порядка 40% водителей, виновных в ДТП со смертельным исходом, уходят от ответственности. Это связано с тем, что потерпевшая сторона пишет встречное заявление об отсутствии претензий к виновникам аварий.

— В общей сложности Кыргызстан в автоавариях теряет до тысячи человек в год. Чаще всего виновниками ДТП становятся сами водители. Отсутствие культуры вождения и нежелание подчиняться правилам дорожного движения зачастую становятся причинами довольно серьёзных последствий. Даже после предъявления водителям доказательств их вины они пытаются всевозможными путями избежать наказания. И это вошло в систему, — отметил Джумакадров.
Впрочем, такая ситуация вполне объяснима. От того что виновник ДТП будет сидеть за решёткой, потерпевшие и их семьи вряд ли что-то выиграют. Зато оставаясь на свободе, водитель сможет хотя бы материально помочь пострадавшим.

С больной головы

Приглашённые на заседание Совбеза руководители МВД и подразделений дорожно-патрульной службы попытались переложить вину за транспортный беспредел на автошколы. Дескать, где-то теорию дают не в полном объёме, где-то оснащение не соответствует стандартам. В общем, выпускают никуда не годных водителей. Однако стоит напомнить, что госэкзамены всё же сдают слушатели курсов в УПМ, и эта же структура выдаёт документ на право вождения автомобилем. Так что попытка переложить вину с больной головы на здоровую не совсем удалась…

В одном только Бишкеке насчитывается более 200 автошкол. Пару лет назад работа половины из них была приостановлена. Правда, ненадолго. Через полгода всё вернулось на круги своя. Кто-то вернул себе право на существование через суд, некоторые нашли иные способы.

Как оказалось, лишить такое учебное заведение лицензии — процесс весьма непростой. Для этого по крайней мере надо доказать, что та или иная школа не в состоянии подготовить водителя определённой категории. Но кто и как это будет делать? Ведь как известно, большинство проверок запрещены.
Мотивировка — для лёгкости ведения бизнеса. Правда почему-то никто не обратил внимание на то, что в случае с автошколами речь идёт о безопасности людей. Хотя, в принципе, и автошколы тут не особенно причём. Как утверждают сами сотрудники правоохранительных органов, водительские права в Кыргызстане можно купить, даже не обучаясь вождению машины в автошколе.




— На заседании было принято решение рассмотреть более упрощённую процедуру лишения автошкол лицензий. Речь идёт о жизни и здоровье наших граждан, — прокомментировал Джумакадыров. — Люди, купившие водительские права или должным образом не прошедшие обучение, — потенциальные преступники на дорогах.

Вопрос в том, кто и как будет устанавливать подобные личности...

Бег по кругу

Совет безопасности предложил преобразовать Главное управление патрульной милиции (ГУПМ) и внести соответствующие изменения в режим его работы. Очередная реформа, уже третья по счёту, начиная с 2010 года.

Последний раз такая попытка предпринималась в 2013-м. Тогда волевым решением правительства страны прекращена деятельность Главного управления безопасности дорожного движения (ГУБДД) МВД рес­пуб­лики, которое следило за порядком на дорогах страны более 70 лет. На смену этой структуре пришла другая — Дорожно-патрульная служба (ДПС). В её функции входило не только следить за порядком на дорогах, но ещё и преступников поблизости от них ловить. Некоторое время спустя её переименовали в Главное управление патрульной милиции.

У большинства водителей тогда возникли тревожные предчувствия. Автолюбители и водители-профессионалы заявили, что в стране наступит транспортный коллапс. Судя по сегодняшней ситуации, они как в воду глядели.

На этот раз Совбез предложил забрать у Главного управления патрульной милиции часть функций.

— Например, сейчас они проверяют техническое состояние, участвуют в комиссиях по перепрофилированию транспорта, — пояснил Джумакадыров. — То есть они сами разрешают эту операцию транспорта, а потом сами же такие машины проверяют и штрафуют их владельца. Это нонсенс. Кроме того, в обязанность патрульных входит проверка уплаты налогов за автомобиль. То есть они взяли на себя функции налоговиков. Словом, планируем провести всесторонний анализ работы структуры ГУПМ и потом уже разработать для сотрудников такие обязанности, которые конкретно отвечали бы за безо­пасность дорожного движения. Кроме того, хотим минимизировать человеческий контакт между водителем и сотрудником ГУПМ.

Наравне с водителями рассматривается возможность ужес­точения наказания для пешеходов, чтобы привлекать их не только к административной, но и к уголовной ответственности за создание на проезжей части аварийной ситуации.

Что делать будем

Секретарь Совета безопасности КР Темир Джумакадыров отметил, что был разработан комплекс мер по обеспечению безо­пасности дорожного движения. Во-первых, сейчас идёт автоматизация сферы обеспечения бе­зо­пасности дорожного движения. Во-вторых, разработаны управленческие меры, направленные на оптимизацию деятельности госорганов.

Третий блок — законодательные меры. Сюда входит ряд предложений по повышению ответственности госорганов и самих водителей. Предлагается ряд изменений, в том числе в Административный и Уголовный кодексы КР. Отдельным подпунктом идёт ряд мер по повышению безопасности детей. Также есть предложения по коммерческим пассажирским перевозкам.

Есть вопросы к муниципалитету по контролю и лицензированию организаций. Не всегда законодательно можно вести контроль за состоянием транспорта. Ряд мер будет направлен на ужесточение контроля, чтобы в сфере пассажирских перевозок был порядок. Четвёртый блок акцентирует внимание на дорожной инфраструктуре. Он направлен на безопасность дорожного движения. Одним из ключевых условий при планировании дорожного движения является строительство перегородки посередине дорожного полотна, как на отдельных трассах страны. Пятый блок — медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Он направлен на то, чтобы обеспечить все трассы передвижными медицинскими пунктами. Это требуется для того, чтобы в случае необходимости медики могли оказать помощь, прибыв на место ДТП за короткое время.

Шестым блоком идёт проведение информационной кампании по повышению знания населением правил дорожного движения. А на одежде и портфелях школьников могут появиться светоотражающие элементы. Об этом стало известно 17 июля во время брифинга по итогам заседания Совета безопасности.
Как сообщил вице-премьер-министр Жениш Разаков, рассматривается вопрос о том, чтобы на законодательном уровне установить требование о наличии таких элементов.

— Это предлагается для того, чтобы их лучше было видно в вечернее время. Такая практика уже применяется в соседних странах, — сказал он.
Было отмечено, что в рамках обсуждения вопроса обеспечения мер по повышению безопасности дорожного движения в стране были затронуты вопросы обеспечения безопасности школьников. По словам Джумакадырова, ряд школ находятся на трассе. В этом направлении правительство провело анализ, изучили школы, предложено в несколько этапов реализовать меры, которые направлены на то, чтобы обезопасить учащихся. Среди них — установка светофоров, «лежачих полицейских», дорожных знаков и т. д.

Людмила БЕСЕДИНА