Назад в будущее

Назад в будущееПока в Бишкеке члены Евразийской экономической комиссии рассказывали о блестящих перспективах нового проекта по созданию общего энергетического рынка, участник интеграционного объединения Казахстан решил повременить с покупкой электроэнергии у Кыргызстана, чем серьёзно озадачил власти КР.

За ценой не постоим

Сегодня ситуация с наполняемостью главного искусственного водного резервуара страны — Токтогульской ГЭС — прямо-таки скажем, патовая. Воду просто некуда девать. Как сообщают представители ОАО «Электрические станции», сейчас проводятся её холостые сбросы, при которых не вырабатывается электроэнергия. Дело в том, что имеется избыток вод­ных ресурсов в объёме порядка 0,6 млрд кубометров. Если водохранилище переполнится, придётся открывать технические попуски воды уже с самой плотины, что собственно уже и делается. С 10 июля 2017 года эти процедуры были начаты в объёме 381 кубометра в секунду.

В целом, ожидаемый годовой приток воды в Токтогульское водохранилище за 2017 год, по прогнозам специалистов, составит около 18 млрд кубометров. Такие цифры за последние 100 лет были зафиксированы в 1921, 1969 и 2010 годах.

Предвидя складывающуюся ситуацию, ОАО «Электрические станции» совместно с ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» ещё с декабря прошлого года рассматривали несколько вариантов водно-энергетического режима при различной приточности воды в Токтогульское водохранилище. Предполагалось, что этот показатель на вегетационный период максимально составит 132 процента от среднемноголетней нормы. В пересчёте на выработку электро­энергии это примерно около 1,5 млрд киловатт. Естественно, их нужно было куда-то девать.

Энергетики Кыргызстана стали искать потенциальных покупателей для своего товара. Обратились к соседним государствам. Конечно, большие надежды были на Казахстан. Ещё бы — коллега по ЕАЭС. Но… Увы, как сообщили в ОАО «Электрические станции», переговоры с казахской стороной полностью провалились.

Хорошо хоть, что с Узбекистаном — страной, не входящей в зону евразийской интеграции, пусть и не сразу, но договориться удалось.

— Длительные переговоры с узбекской стороной в итоге привели к положительному результату — был подписан договор на общий объём поставки электроэнергии 1 250 млн кВт/ч, и с 16 июня 2017 года начата поставка электроэнергии в Респуб­лику Узбекистан по цене 2 цента. Данная цена была достигнута на основании переговоров представителей двух стран с учётом потребностей Респуб­лики Узбекистан, — говорится в официальном сообщении ОАО «Электрические станции».

Рынком единым?

Между тем метеорологи отмечают значительные превышения норм по снегонакоплению по всему Центрально-Азиатскому региону и Казахстану. Большая приточность наблюдается на реке Вахш Республики Таджикистан. Для исключения переполнения технические попуски с Нурекского водохранилища были открыты с 25 апреля 2017 года. На 12 июля 2017 года их величина превысила рекордную цифру — 1 200 кубометров в секунду.

В сложившейся ситуации, а также при возможности её ухудшения в будущем, в ЕАЭС заговорили о создании единого рынка электроэнергии. Ещё к началу
июля 2017-го страны должны были подготовить концепцию и, что самое главное, договориться о проведении совместной энергоэкономической политики. Рамки поставлены очень жёсткие. Уже к 1 июля 2018 года должна быть выполнена программа создания электроэнергетического рынка ЕАЭС. К 2018 году страны-участницы должны будут обеспечить выполнение мероприятий, необходимых для его функционирования, и уже к 2019 году договор о формировании общего энергетического рынка должен вступить в полную силу.

Напомним, что общий рынок электроэнергии предполагается формировать в три этапа. На первом этапе деятельность Евразийской экономической комиссии будет сосредоточена на расширении межгосударственной торговли электроэнергией. Для этого странам-партнёрам понадобится гармонизировать существующую нормативно-правовую базу в данной сфере, унифицировать вопросы технического регулирования, регламентов и стандартов, подвергнуть реструктуризации действующие в сфере электроэнергетики госкомпании с учётом разделения их на конкурентные и монопольные виды деятельности. Второй этап предусматривает создание структур управления общим рынком, специального агентства, координирующего комплекс возникающих задач. И в итоге национальные электрические рынки предстоит интегрировать в общее целое.

Однако работа по сути ещё не началась, а специалисты уже опасаются, что создание единого рынка может столкнуться с препятствиями в виде разноплановой ценовой политики и нестыковок на законодательном уровне. И судя по ситуации с переговорами между Казахстаном и Кыргызстаном, которые ни к чему не привели, ситуация от идеальной далека, и уложиться в установленные сроки вряд ли удастся.

К тому же в Центрально-Азиатском регионе пока лишь две страны, входящие в Евразийский экономический союз, и им не удалось договориться между собой, что уж говорить об Узбекистане и Таджикистане, которые в ЕАЭС не состоят, и думать о том, захотят ли они участвовать в грандиозном электропроекте, вообще пока не приходится.

Сбиться со счёта

Безусловно, создание единого энергетического рынка не может не сказаться на тарифах на электроэнергию. Как уже говорилось выше, в каждом государстве они разные, и захотят ли страны ЕАЭС прий­ти к единому знаменателю — это большой вопрос.

— Некоторые эксперты в области энергетики заявляют, что в Кыргызстане тарифы одни из самых низких, и, дескать, пора бы уже уравнять их с другими странами. Правда, эти знатоки либо умышленно, либо по недосмотру просто забыли сравнить другие данные — уровень доходов населения в Кыргызстане и других государствах. Любое повышение тарифов моментально скажется на повышении цен на продукты первой необходимости, что автоматически может привести к социальному взрыву. Если помните, мы это уже проходили в 2010 году, и чем всё это закончилось, прекрасно знают все, — считает эксперт-политолог Эльдар Сузаков.

Надо сказать, что энергетики Кыргызстана до конца текущего года решили не повышать стоимость электроэнергии. Весьма вероятно, это связано с грядущими президентскими выборами, дабы не накалять обстановку перед таким важным политическим событием.

Напомним, с 1 августа на 10% должно было подорожать электричество. Тариф для большинства потребителей, использующих до 700 киловатт-часов, составил бы 84 тыйына. Однако от этой идеи отказались ещё и потому, как считают эксперты, что такой подход неэффективен. Правда тут же спохватились и отметили, что повышать цены на электричество и тепловую энергию необходимо постепенно, в одно и то же время. «Так как сознание людей (цитата. — Прим. авт.) быстрее адаптируется к их неизбежному росту». Как в этом случае адаптировать доходы населения страны, никто проанализировать не удосужился.

В то же время ясно одно — энергетика в Кыргызстане не может оставаться на плаву без инвестиций. Полученные же в своё время кредиты на развитие отрасли не дали ничего, кроме увеличения внешнего долга. И выплаты по основной его сумме с каждым годом всё ближе.

По мнению экономиста офиса Всемирного банка в КР Бакыта Дубашова, энергосектор не генерирует доходы, которые необходимы для самодостаточности. Отрасль больше тратит, чем зарабатывает. В 2015-2016 годах общие долги отрасли превысили 48 млрд сомов. Эта цифра равняется 20% от ВВП.

Деньги, потраченные на энергетику, составляют 65% от суммы, предназначенной для выплаты пенсий. В сектор вложили в 13 раз больше, чем государство тратит на поддержку малоимущих граждан.

Между тем 45% оборудования ГЭС выработало срок эксплуатации, но продолжает использоваться. В Бишкеке требуется заменить 40% электрических кабелей. Постоянные аварии подрывают энергобезопасность страны.

— Предоставляемых ресурсов недос­таточно. Проблема в том, что мы находимся на той ступени, когда неспособны покрыть потребности в электроэнергии. Кыргызстан уже начал импортировать электричество. По всем финансовым показателям видно, насколько тяжёлым становится бремя, — считает Бакыт Дубашов.

Постоянный представитель Международного валютного фонда в Кыргызстане Яхья Саид также считает, что никто не будет инвестировать в энергетику Кыргызстана при нынешних тарифах на свет. По его словам, ниже, чем в Кыргызстане, они только в Венесуэле. Низкие цены на электричество являются преимуществом только для развития бизнеса.

Теперь же давайте снова вернёмся к созданию единого энергорынка. При таком плачевном положении вещей в отрасли снова возникает ряд вопросов: захотят ли экономически более стабильные страны взять в свою компанию энергоубыточный Кыргызстан?

С большей долей вероятности респуб­лика снова запросит помощи, и не исключено, что у России. И тут не лишним будет вспомнить о провале строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС, от которого отказалась российская сторона. Кроме того, до сих пор в подвешенном состоянии остаётся строительство Камбаратинской ГЭС-2, где российская сторона тоже принимала участие.

Создание единого рынка электроэнергии, безусловно, предусматривает инвес­тиции в отрасль. Но судя по тому, насколько малоэффективными оказались те, что выделялись международными финансовыми институтами, вряд ли захотят страны ЕАЭС вкладывать средства в развитие энергетики Кыргызстана.

Людмила БЕСЕДИНА


Справка

Кыргызстан лидирует в СНГ по использованию электричества на душу населения и экономить не торопится. С 2007 по 2016 годы бытовое потреб­ление электроэнергии увеличилось на 58%, хотя число абонентов выросло лишь на 12%.

Между тем

В рамках CASA-1000 в Кыргызстане построят новую ЛЭП. Об этом на днях в Душанбе заявил премьер-министр Сооронбай Жээнбеков. Глава правительства подчеркнул, что в летний период Кыргызстан и Таджикистан обладают излишком электроэнергии, в то время как Пакистан и Афганистан, напротив, испытывают дефицит. Таким образом, экспорт электричества в это время года будет взаимовыгоден для всех участников проекта. Уже установлены цена на электроэнергию и затратный тариф на окупаемость строительства, определён механизм поддержки местных сообществ, подписаны основные проектные соглашения. Ведутся закупочные процедуры по всем объектам проекта CASA-1000.

На территории Кыргызстана планируется построить линию электропередачи 500 кВт протяжённостью 450 км. Само строительство предполагается начать в январе 2018 года. Средства на реализацию первых 125 км предоставит Исламский банк развития. CASA-1000 в конечном итоге послужит благоприятным фактором для мирного развития не только Афганистана, но и устойчивого роста экономик всех стран-участниц. Кыргызстан и Таджикистан откроют для себя новые перспективы для развития энергетики. В свою очередь Афганистан и Пакистан покроют дефицит энергии, в которой они остро нуждаются.