Вашингтон сворачивает сирийский «бизнес»?



Вашингтон сворачивает сирийский «бизнес»?Сейчас на сирийских фронтах наблюдается некоторое затишье. На этом фоне прошла первая личная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. На ней среди прочих договорённостей была согласована зона деэскалации на юго-западе Сирии, в провинциях Дераа, Кунейтра и Сувейда. Она создаётся под патронажем России, США и Иордании. За порядком на её границах будут следить подразделения нашей армии и, возможно, вооружённых сил США. Кстати, израильтяне возражают против российских подразделений на границах этой зоны, но вряд ли их кто-то будет слушать.

Согласовали зону

Интересно, что на встрече в Гамбурге не было достигнуто никаких других договорённостей по Сирии. Например, не было сказано ни слова о возобновлении меморандума между РФ и США о безопасности полётов. В общем, Путин с Трампом «хорошо посидели» без обязательств. Собственно говоря, в первоначальном соглашении между Россией (представляющей интересы и Сирии), Турцией и Ираном уже были предварительно согласованы зоны деэскалации в провинции Идлиб, Восточной Гуте в провинции Дамаск, «Растанском котле» в Хомсе и на юго-западе Сирии. Хотя работа по этим зонам продолжается. Например, границы зон до сих пор чётко не определены.

А что касается южной зоны, то США, Иордания да и Израиль оказывают на тамошние группировки «зелёных» значительное влияние. Тогда как на севере Сирии есть как протурецкие, так и прокатарские или просаудовские боевики. Но с последними двумя никто ничего согласовывать не будет. Поэтому обсуждение между Путиным и Трампом зоны безопасности именно на юге Сирии вполне логично.

Впрочем, несмотря на обещание прекратить там огонь с 9 июля, это произошло не везде.

После встречи случилась небольшая Сувейда

В наших СМИ часто описывают базы американцев в Сирии как нечто капитальное, мол, «они там надолго обустраиваются». Это не так. Оборудованы базы США на скорую руку: временные сборные каркасные конструкции, грунтовые полосы, способные принять или вертолёты и конвертопланы морской пехоты «Оспри», или в лучшем случае лёгкие транспортники типа С-130 «Геркулес». Укреплены они тоже кое-как: заграждения и стены из насыпных корзингабионов, мобильные посты. То есть все эти «базы» и «аэродромы» в случае чего американцы быстро бросят, сделав ручкой своим недавним союзникам из местных бородачей. Конечно, кого-то в самолёт пустят, если место будет.

Поэтому очень интересно то, что случилось в сирийской провинции Сувейда сразу же после встречи Трампа и Путина. Произошло следующее – сирийская армия перешла в наступление с двух направлений на район, который несколько месяцев назад был без боя занят «зелёными» после ушедших оттуда игиловцев. Правда, в этой зоне нет почти ничего ценного – ряд посёлков и городков на краю огромной пустыни.

Кроме одного – это плацдарм. Оттуда можно угрожать и сирийским авиабазам, важной ТЭС «Тишрин» и вообще Дамаску. Укрепить его нормально «зелёные» не успели, а американцы с иорданцами особо не помогли. Возможно, не захотели. В итоге после возникновения в этом районе котла «умеренные бандиты» начали оттуда уходить. Причём сделали это практически мгновенно. И американцы помогли – они с помощью построенной в районе Ат-Танфа полосы вывозили бородатых «Геркулесами».

По сути, в результате молниеносного наступления была освобождена практически вся территория, не контролировавшаяся до этого правительством в про-
винции Сувейда, и даже более того. А вышеупомянутые авиабазы и прочие объекты теперь остались в глубоком тылу. При этом американская сторона не считает эти действия нарушением достигнутых соглашений, что наводит на мысли о том, что данное событие было согласовано с американцами. Они попросту «кинули» поддерживаемых ими «демократических оппозиционеров». Или же они делают хорошую мину при плохой игре. Так что, возможно, рано или поздно Штаты вывезут из Сирии всех своих «бородачей». Затем уйдут сами. Ну а всех ненужных боевиков могут бросить на съедение армии. Ничего личного – только бизнес!




Марш к Дейр-эз-Зору

Но основные события в Сирии сейчас происходят на фронте борьбы с запрещённым в России ИГИЛом в направлении на Дейр-эз-Зор. Но действия северного «кулака», движущегося к этому городу, пока приостановились. Очевидно, войскам надо подтянуть тылы, поставить опорные пункты, хотя бы из ополченцев из Сил национальной обороны, и отдохнуть. В то же время войска, наступающие от Пальмиры, постепенно приближаются к стратегически важному городу Аль-Сукна. Сейчас они находятся примерно в 15 км от него. Этот населённый пункт важен потому, что является единственным крупным городом по дороге на Дейр-эз-Зор.

Одновременно южный «кулак» добрался до газоперекачивающей станции и аэродрома Т2 в пустыне на юге, неподалёку от границы с Ираком. Но пока район
ещё не взят. Когда это произойдёт – откроется дорога как на нынешнюю «столицу» ИГИЛ Аль-Меядин, так и на Дейр-эз-Зор с юга. Правда, трасса там плохая.

Перенацеливание в воздухе

Сирия для российской армии помимо всего прочего – не только учебный полигон, на котором нарабатывается боевой опыт, но и полигон испытательный. Там
проверяются образцы новейшего оружия, в том числе и после доработок. Они потребовались после реального использования нового оружия на нетрадиционном для нашей страны театре военных действий.

Кроме того, использование многих образцов оружия даёт различным «партнёрам» и «друзьям Сирии» хорошую пищу для размышлений. К примеру, что будет,
если серьёзно сцепиться с Россией, в том числе из-за Сирии. Так что с этой точки зрения использование в Сирии крылатых ракет (КР) как воздушного, так и морского и наземного базирования совершенно оправдано.

Новейшая сверхдальнобойная КР воздушного базирования Х-101 (ядерный вариант – Х-102) в Сирии уже активно использовалась. В 2015–2016 годах в ходе
нескольких серий пусков было выпущено 48 таких КР. Основным носителем тогда выступил бомбардировщик Ту-160. В этот раз 5 июля с двух Ту-95МСМ,
сопровождаемых звеном (4 машины) Су‑30СМ, увешанных полным комплектом ракет «воздух-воздух», были выпущены 5 КР Х-101 и поражены 4 цели ИГИЛ.

Один бомбардировщик Ту-95 может унести до 8 таких ракет на внешней подвеске. В его внутреннюю револьверную пусковую они не помещаются. Однако хорошо влезают в Ту-160 – 12 штук. Что странного можно отметить в этом пуске? Это небольшое расстояние до целей – около 1000 км. Но для неядерной
Х-101 максимальная дальность составляет около 4500 км. Поэтому очевидно, что стрельба специально велась из воздушного пространства Ирана.

Также этому «удару в упор» есть следующее вероятное объяснение. Недавно сообщалось об оснащении Ту-95 ныне уже хорошо известной специальной вычислительной подсистемой СВП-24. Именно ей оснащены Су-24М, Су-33, Ту‑22М3М и ряд других машин, работающих в Сирии.

Система позволяет бомбить некорректируемыми бомбами с точностью, схожей с корректируемыми или управляемыми боеприпасами. Но ещё может быстро перенацеливать самолёт и его вооружение прямо в полёте – сразу после получения данных разведки, скажем, с БЛА или от наземных средств. В том числе и через комплекс разведки, управления и связи «Стрелец», который входит в комплект «Ратник» у пехоты и разведчиков.

Вероятно, испытывали именно эту возможность быстрого перенацеливания столь могучего оружия прямо в полёте. Но есть и иной вариант, например, использование ракеты уменьшенного радиуса, оперативно-тактической модификации с увеличенной боевой частью. Пока о таком варианте ракеты Х-101 ничего не известно, но это не значит, что его нет.

Также продолжают активно работать КР морского базирования «Калибр» с кораблей и подлодок Средиземноморской эскадры ВМФ. После недавних серий пусков новый фрегат «Адмирал Эссен» направился в свой порт приписки Севастополь. Но обжиться в своём доме ему не удалось – фрегат сразу же встал под загрузку новыми ракетами и после этого быстро ушёл обратно через турецкие проливы. Очевидно, скоро последует новая серия пусков «Калибров». А вообще пора бы в пункте базирования Тартус построить терминал пополнения ракетного боезапаса, а то как-то далековато за ним бегать.

Ярослав ВЯТКИН,
военный обозреватель «АН»