Счёт на миллиарды

Счёт на миллиардыСогласно представленной ИА «Тазабек» информации, состояние 100 богатейших людей страны оценивается в сумме от шести до десяти миллиардов долларов.

Вот уж поистине впору воскликнуть: «Чудны денежные дела твои, страна». Слышать о грандиозных финансовых состояниях, когда в республике практически не осталось промышленного производства, а согласно данным Национального статистического комитета, более полутора миллионов жителей Кыргызстана пребывают за чертой бедности. Вся страна практически по сому собирает на покупку линейного ускорителя, а государственный долг Кыргызстана побил очередной исторический максимум. И в этой ситуации слушать о долларовых миллиардерах как-то некомфортно.

Конечно, многие могут возразить, что и в экономически развитых государствах есть и нищие, и миллиардеры. Но ведь последние в большей степени вкладывают средства в развитие собственной страны. У нас же предпочитают капитал размещать за рубежом.

Стыдно сказать, но к примеру, в Кыргызстане отечественные инвесторы не профинансировали ни одного экологического проекта. Средства на эти цели выделяют, как правило, международные финансовые институты. Но на определённых условиях, которые не всегда выгодны Кыргызстану.

Вот и в этом году, по словам начальника управления госдолгом Министерства финансов КР Бакыта Сыдыкова, правительство намерено привлечь 573 млн долларов внешних заимствований — такая сумма предусмотрена бюджетом государства на 2017 год. Основную часть этих средств — 532 млн — направят на государственные инвестиционные проекты в части развития транспортной инфраструктуры, образования и здравоохранения. Оставшийся 41 млн пойдёт на поддержку бюджета.

Согласно оценке Международного валютного фонда (МВФ), которая прошла в ноябре прошлого года, за Кыргызстаном по-прежнему остаётся статус страны «с устойчивым долгом и умеренными рисками».

— Объём выплат по внешнему долгу на сегодня заложен на уровне 140 млн долларов. Кроме того, в этом году начинается реструктуризация нашего долга РФ в размере 300 млн. 15 марта 2017 года Россия уже списала первые 30 млн. Ожидается, что такую процедуру проведёт и Германия, которая обещала простить 13,5 млн, — пояснил чиновник.

На погашение внешних долговых обязательств правительство намерено направить 9,8 млрд сомов, на обслуживание внутреннего долга идут 12 млрд. Средства распределяются таким образом в связи с тем, что структура внутреннего долга носит краткосрочный характер в сравнении с инструментами внешнего заимствования. Кроме того, заём денег внутри страны в сомах помогает защищать государство от опасностей, связанных с колебаниями валютных курсов.
Между тем, портфель внешнего долга КР на сегодня насчитывает 170 кредитных соглашений, заключённых в двустороннем и многостороннем формате на льготных условиях с процентной ставкой от 0,1 до 1,5% в год. Все кредиты долгосрочные — от 12 до 40 лет.

По словам Бакыта Сыдыкова, пик обслуживания внешнего долга приходится на период с 2019 по 2025 год. В это время объём выплат будет постепенно возрастать от 180 млн долларов до 230 млн долларов.

Однако пиковый период может сместиться в зависимости от привлечения новых заимствований и обслуживания существующего долга. К примеру, если произойдёт списание какого-либо долга, погашение которого начинается с 2018 года, то сумма обслуживания уменьшится и соответственно передвинутся пиковые периоды.

На конец прошлого года пороговый показатель государственного внешнего долга составил 68,2% к ВВП. В связи с этим Минфин даже предлагал парламенту рассмотреть возможность пересмотра этого критерия, ссылаясь на рост внешнего долга в сомовом выражении в связи с курсовыми колебаниями.

— Пороговый показатель, или показатель конвергенции, с учётом ослабления курса сома получается несколько размытым. Если высчитывать его, номинируя объёмы ВВП и займов в национальной валюте, то он получается выше 60%-ной планки, указанной в законодательстве. Однако, если расчёты проводить в долларах, то этот критерий будет отмечен на уровне 54,8%. По самым грубым подсчётам, каждый сом девальвации обходился бюджету в 115 млн сомов, требующихся для погашения долговых обязательств. Но учитывая, что доходная часть бюджета 2017 года сложилась в размере около 120 млрд сомов, такую дополнительную нагрузку едва ли можно считать критичной для казны, — считает Сыдыков.

Отметим, пороговый показатель законодательно был закреплён только в 2014 году. До этого критерий ежегодно утверждался Жогорку Кенешем на уровне, соответствующем текущей экономической ситуации и финансовым потребностям страны.

Снижение курса национальной валюты привело не только к изменению порогового показателя в сторону увеличения, но и отразилось на объёмах выплат по обслуживанию государственного внешнего долга при пересчёте их на сомы. Изменение валютных курсов в целом не стоит рассматривать как актуальную угрозу для отечественной экономики в связи с выполнением обязательств по внешним займам, поскольку в 2016 году погашению подлежало не более трёх процентов внешнего госдолга.

Людмила БЕСЕДИНА