Закрома Родины



Закрома РодиныКакой собственник государство, показывает один, озвученный на днях в Жогорку Кенеше, факт. Никто, в том числе уполномоченный орган — Фонд управления государственным имуществом (ФУГИ) — не может точно сказать, какими объектами владеет республика.

Причина, по словам главы фонда Болсунбека Казакова, в том, что до недавнего времени инвентаризация имущества не проводилась. Именно поэтому у него нет данных. При этом он пояснил, что сейчас проводится работа, после завершения которой станет ясно, сколько и чего, работающего и не очень, есть на государственном балансе.

На это заявление депутат фракции «Бир Бол» Акылбек Жапаров резонно заметил, что государству должно быть стыдно не иметь данных о своём имуществе за 25 лет независимости, и попросил Казакова завершить эту работу поскорее.

А эсдековец Торобай Зулпукаров призвал руководителя Фонда по управлению государственным имуществом принять антикризисные меры по отношению к убыточным государственным предприятиям.

— Необходимо на основе глубокого анализа текущей ситуации предпринять все усилия для реанимирования предприятий-банкротов, чтобы они начали работать на коммерческих принципах, были конкурентоспособными и приносили доход государству, — сказал депутат.
По словам главы ведомства Болсунбека Казакова, в настоящее время у ФУГИ насчитывается 1 200 соглашений об аренде, и на 1 июня 2017 года на счёт государства перечислено всего 28 млн 200 тыс. сомов.

— Должно быть стыдно озвучивать такие цифры. При правильном подходе к администрированию объектов госимущества можно увеличить доходы от аренды, вывести даже убыточные предприятия до состояния стабильной работы, — сказал на это депутат.

В то же время глава ФУГИ заявил, что в Кыргызстане уже ликвидировали 24 из 166 государственных компаний. Болсунбек Казаков уточнил, что в настоящее время в стране насчитывается 142 государственные компании. И сейчас проводится их оптимизация, чтобы они приносили чистую прибыль бюджету государства.
— По итогам прошлого года госкомпании в целом принесли дивиденды в размере 360 млн сомов, из которых 260 млн принадлежат «Кыргыз темир жолу», в связи с чем мы ставим задачу оптимизировать деятельность оставшихся госкомпаний, — добавил он.

Напомним, что ещё в апреле, представляя отчёт о деятельности правительства за 2016 год Комитету по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша, премьер Сооронбай Жээнбеков сказал, что до конца 2017 года кабмин планирует завершить полную инвентаризацию государственного имущества, разработать и внедрить систему бонусов для органов управления, привязанную к финансовым результатам деятельности госкомпаний.

Тогда он также отметил, что была про­анализирована деятельность 1 130 государственных предприятий, и по результатам анализа ликвидировано 118, преобразовано в учреждение 81 и реорганизовано путём присоединения 19 предприятий. Глава кабмина также добавил, что создан «Единый реестр государственного имущества Кыргызской Республики».




Месяцем ранее, в марте, Сооронбай Жээнбеков провёл совещание по вопросу оптимизации количества государственных предприятий и акционерных обществ с госдолей участия. Тогда он заявил, что по его поручению с августа 2016 года аппарат правительства совместно с Фондом по управлению госимуществом провели оптимизацию количества ГП и АО. Также подготовлен проект постановления «О создании электронной торговой площадки», предусматривающий, что продажей и арендой госимущества займётся не ФУГИ, а электронная торговая площадка в режиме онлайн.

— Многие госпредприятия в настоящее время являются убыточными, не выполняют своих основных уставных задач, продолжают оставаться инструментом организации коррупционных или лоббистских схем. Несмотря на то, что основная цель ГП — извлечение прибыли, существуют предприятия, ежегодно субсидируемые из республиканского бюджета в нарушение законодательства страны, — подчерк­нул он.

Интересно, что тогда председатель ФУГИ Болсунбек Казаков какими-то цифрами владел. По крайне мере, он сообщил, что «в настоящее время зарегистрировано 1 130 госпредприятий, анализ показал, что из них не функционируют 900, работают — 164, 66 преобразованы в госучреждения».

— На сегодня есть такие госпредприятия, которые показывают небольшой доход по итогам годовой деятельности, в то время как сумма прибыли схожих предприятий в частном секторе значительно больше и не поддаётся сравнению с показателями госкомпаний. Проведённый анализ деятельности действующих ГП свидетельствует, что их количество с госучастием надо сократить, а другие — преобразовать в госучреждения, приватизировать или ликвидировать, — заявил он.

Болсунбек Казаков добавил, что многие компании приносят прибыль, однако перед ними не ставили задачи по затратам, в связи с чем все полученные дивиденды тратились самой же госкомпанией. В бюджет страны перечислено лишь 364 млн сомов. Суммы расходов предприятий не позволяют направлять ощутимую часть их прибыли в бюджет страны.

После оптимизации государственных компаний планируется создать холдинг по управлению государственными компаниями.
— Перед нами две важнейшие задачи — сокращение расходов госкомпаний, а также поднятие их эффективности. Для этого и проводится оптимизация, — добавил он.

Сможет ли проводимая работа изменить ситуацию? По крайней мере, ни одна из прежних попыток проведения оптимизации госсектора успехом не увенчалась. Или, как отметил Жээнбеков, попытки не были доведены до логического завершения, а поэтому результаты остались малозаметными для доходной части бюджета республики и гражданского общества.

Мария ОРЛОВА