Канны-2017: Кинострасти на экране и после

Канны-2017: Кинострасти на экране и послеПривет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Каннский кинофестиваль, отмечающий свой 70-й юбилей, вовсе не похож на почтенного старца. Такое впечатление, что это молодой юноша, который хотел бы испытать всё, что в жизни есть увлекательного и горячительного. Во всяком случае отбор фильмов в основной конкурс свидетельствует о том, что «юноша», отбросив предрассудки, расширяет пространство дозволенного. И вовсе не всем, кто собрался судить о его выходках, это оказалось по нраву.

Включая в конкурс то анимацию, то документалистику, отборщики, казалось, уже приучили кинообщественность, что видовых границ в искусстве нет, главное – это художественная энергетика фильма, цепляет или нет. Но пустить в конкурс прямого конкурента кинотеатральным сетям – фильм могущественной интернет-империи Netflix под названием «Окча» – это уже было слишком. Кинопродюсеры возмутились. Не обошлось и без провокаций: фильм не могли показать целых 20 минут, т.к. механизмы, открывающие экранные шторы, оказались сломанными, – а ведь фестивальный дворец охраняют почти как атомную станцию.

Интернет-фильм «Окча» при этом хуже не стал, а увлекательно рассказал историю про верность, любовь, корысть, предательство и преданность, предупреждая нас о том, насколько опасна любая глобальная корпорация. И выбрана для этого была самая массовая химера империи еды – хот-догс. Думая о будущих сверхприбылях, совладелица империи Мирандо (её играет отточенная, как античная статуя, и живая, как грозовая молния, Тильда Суинтон) предлагает генетически десятикратно увеличить массу свинок, которые трутся боками в её бесконечных казармах. Тогда меньше затрат придётся на их разделку. А чтобы народы поверили в лучшую расу свиней, она отправляет 25 из них на кормление к хуторянам в разные страны мира, с тем чтобы однажды забрать на телешоу в Нью-Йорк, где будет избрана свинья-победительница. Свинья – героиня фильма «Окча» – оказалась в Южной Корее, в райском месте, где флора просто как в фильме «Аватар», где подружилась с хозяйской дочкой, и молодая кореянка в ней души не чает. Но вот приходит время конкурса, и за свиньёй приезжают эвакуаторы. Но не такая наша молодая кореянка, чтобы отпустить своего хвостатого друга невесть куда. Она бежит из фермы в горах в Сеул и находит его, приготовленного к переправке за океан. Подружившись с парнями из общества защиты животных в момент увлекательной погони по подземным супермаркетам, где вырвавшаяся на свободу свинка-слоник утюжит все корейские стеклянные лавки, молодая кореянка помогает им запихнуть животное в фургон, в котором глава защитников – Пол Дано (Пьер Безухов!) – рассказывает ей о своём варианте разоблачения подлых планов Мирандо. Героиня соглашается участвовать, и в результате после страшных перипетий таки спасает своего свинского друга из хот-договской фабрики смерти, куда её на самом деле отправили организаторы фальшивого конкурса победителей.

Фильм в своём жанре безукоризненный, но всё же как-то странно сравнивать его с новым фильмом маэстро Михаэля Ханеке, у которого уже есть две каннские «пальмы», а если появится третья – это будет настоящий непревзойдённый триумф. В своём последнем (чуть было не напечатал «прощальном») фильме с мрачным названием «Хеппи-энд» Ханеке ткёт паутину безнадёжности и бессмысленности человеческой жизни. Главный герой – страшный постаревший Трентиньян, герой которого в прошлом фильме австрийского режиссёра «Любовь» убивает свою жену подушкой, чтобы не мучилась. В этом фильме он окружён детьми и внуками, но это всё тот же герой, потому что историю с подушкой рассказывает своей внучке. Его сближает с внучкой то, что она пыталась покончить с собой, а он озабочен тем же самым. Поездка ночью на машине с целью совершить аварию ничем «хорошим» не закончилась – медики выходили старика. И вот прикованный к инвалидной коляске, он выезжает в какой-то переулок, где просит молодых арабов убить его, предлагая им за это часы. Но белый прохожий прогоняет их. И в самом деле зачем жить, когда всё лучшее в прошлом, а дочь Изабель Юппер приводит в дом какого-то жениха-урода, и сын бессмысленный, а внуки потерянные… Удастся или не удастся Трентиньяну совершить задуманное – узнаете в фильме, но в любом случае этот момент будет снимать (или сразу передавать в Сеть?) его внучка на свой смартфон. По-моему, фильм безукоризненный, а то, что в нём много бессмысленного «вещества жизни», так и делает жизнь героя невыносимой.

С именем Ханеке косвенно связана ещё одна фестивальная история, и вплотную она касается фестивального любимца – нашего соотечественника Андрея Звягинцева, который в конкурсную программу представил свой фильм «Нелюбовь».

Не есть ли это своеобразный вызов молодого фестивального бойца старому фестивальному волку, который последнюю «пальму» получил, между прочим, за фильм с названием «Любовь». И вот стар и мал в одном конкурсе. Есть Педро Альмодовару, председателю жюри, над чем чесать репу. Ведь фильм Звягинцева резко выделяется на фоне других конкурсных лент в лучшую сторону. Это крепко рассказанная история (на мой взгляд, ни одного лишнего кадра) о судьбе двух людей, когда-то бывших мужем и женой, а теперь имеющих другие семьи, которых снова на несколько дней сблизила судьба. Их нелюбимый и никому не нужный 12-летний сын, разумеется, не знающий никаких своих прав, оказывается свидетелем циничного раздела квартиры и материнских планов как-то избавиться от его присутствия в её жизни в ближайшем будущем. Отец тоже не горит желанием взять сына – у него молодая жена на восьмом месяце. Мы видим ревущего мальчика, стоящего в какой-то кладовке. Больше мы его не увидим, а спустя некоторое время узнаем из звонка матери отцу, что их сын пропал. На поиски «бегунка» соберутся сотни бескорыстных волонтёров, которые окажутся реальной силой, а не плодом воображения художника. Окажется, что родительские чувства вовсе не угасли в героях, но беда при этом не избавила их от ненависти друг к другу. Исследуя недобрые чувства, которые переливаются в героях, как ртуть, Звягинцев показывает их якобы любовные отношения с новыми партнёрами, но от этих животных сцен «любви» веет ещё большим холодом, чем от «нелюбви» героев друг к другу. Выстраивая свою конструкцию мироздания, где нет места бескорыстной любви, хотя родительский первобытный инстинкт во время поисков мальчика вроде проснётся в героях, Звягинцев льёт с экрана по-настоящему вселенский холодок, бросая вызов Ханеке не только названием, но и умением приоткрыть на время этот вентиль, который массовая культура призвана завинчивать с хрустом каждую секунду, чтобы не дать человеку опомниться.

Если передвигаться с высоты конкурса ступеньками ниже (прошу прощения, новые фильмы Софии Копполы, Сергея Лозницы и Франсуа Озона ещё впереди), то хотелось бы отметить фильм шведского режиссёра Рубена Эстлунда «Квадрат», который сразу берёт за рога своей иронично-сентиментальной стилистикой, где острая сатира совмещается с душевными переживаниями. В центре «Квадрата» – герой, куратор выставок в важном музее современного искусства. Он, с одной стороны, эстет и гурман и хочет дружить с «моралью и нравственностью», с другой – хитрый дипломат, знающий, на что сегодня клюнут радикальные арт-журналисты, а что надо презентовать консервативным, но желающим быть передовыми спонсорам и меценатам. С авторами инсталляций и перформансов тоже надо говорить хоть и дружелюбно, но с лёгкой позиции силы. Следя за душевными перипетиями героя, мы не устаём «наслаждаться» современным искусством. Особенно хорошо звучат грохот балок и скрежет металла, как саундтрек в зале, где ещё глазу есть на что полюбоваться: в нём аккуратно расположены пирамидки какого-то дерьма, за которыми следит (чтобы не потревожили отсутствующие посетители) пожилая смотрительница, похожая на монашенку. А торжественный ужин по поводу открытия чего-то там «современного»?! Это просто улёт! Там хозяйничать парадом будет человек, ещё недавно бывший обезьяной, который будет третировать мужчин в смокингах и дам в бриллиантах несколько минут, потому что каждый думает, это его не коснётся, что рычащий человек, голый по пояс, прыгнет к другому столику. И уж когда он повалит какую-то девушку на пол с тем, чтобы поиметь, шведы всё-таки не выдержат, вспомнят, что когда-то у них были рыцари в доспехах, и размажут «Сюрприз современного искусства» по холодному мраморному полу.

Если не по художественному результату, то по накалу страстей, который фильм может вызвать в киносообществе, на первое место можно поставить картину Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар». Свой «мейнстримовский» капитал (после оскароносного «Артиста») режиссёр инвестировал не в нового Гарри Поттера, а в фигуру, хорошо известную лишь избранному кругу синефилов и любителей французской весны 68-го, в одного из создателей французской новой волны кинорежиссёра Жана-Люка Годара. Чтобы сделать его сексуально мало-мальски привлекательным, режиссёр приглашает на эту роль секс-символа современной Франции Луи Гарреля. Ведь речь пойдёт о событиях французской весны и семейно-интимной жизни Годара с его женой, известной французской актрисой и писательницей Анни Вяземски, воспоминания которой и легли в основу сюжета. Не стоит забывать, что в сознании просвещённой Европы Гаррель ассоциируется с молодым бунтарём из фильма Бертолуччи «Мечтатели», где герой Гарреля тоже зажигает на баррикадах-68. Но при всей серьёзной «оснастке» кислорода Гаррелю до конца фильма не хватит. Больно сатирическими красками пользуются актёр и режиссёр. Постепенно симпатия к герою уходит и уступает место антипатии – перед нами законченный маньяк, помешанный на идеях Мао и Ленина и даже ставящий социалистические эксперименты в кинопроизводстве. Это когда рабочий сцены имеет право голоса. И когда жена уходит от него, мы только удивляемся, почему она не сделала этого раньше. Но так в книге воспоминаний – скажут мне. А я отвечу по-пушкински: врёте, подлецы! Да, мой Годар, м.б., и был смешон, м.б., и был фанатиком, но не так, как ваш, – иначе!

А теперь я прощаюсь с вами, дорогие читатели и кинозрители, до следующего номера, в котором расскажу о заметных фильмах конкурса и не только, а желающим посмотреть дневник кинофестиваля, пообщаться с его участниками, наконец, первыми увидеть счастливые лица победителей, я предлагаю в воскресенье в 23:40 включить Первый канал и посмотреть мой «Тихий дом» на 70-м Каннском кинофестивале.

Пока-пока!

http://argumenti.ru/culture/n591/536119