Плотинный график



Плотинный графикПремьер-министр КР Сооронбай Жээнбеков, лично посетивший электростанцию, дал распоряжение о немедленном начале ремонтных работ на энергообъекте.
Сегодня Токтогульский крупный ирригационно-энер­ге­ти­ческий гидроузел обеспечивает сравнительно дешёвой электроэнергией население и предприятия Кыргызстана. На его долю приходится до 80% всей вырабатываемой в стране электроэнергии. В состав каскада входят Токтогульская и Курпсайская ГЭС. За 11 месяцев 2016 года они выработали более 9 млрд киловатт-часов электроэнергии.

Глава кабмина подчеркнул, что проект полной реабилитации Токтогульской ГЭС состоит из трёх фаз. В результате ожидается прирост мощности объекта на 240 МВт с продлением общего срока эксплуатации ещё на 35-40 лет.

Оборудование каскада на сегодня исчерпало свой технический ресурс и морально устарело. Износ в большинстве случаев превышает 50%-ный порог. Поэтому реконструкция и модернизация оборудования являются первоочередной задачай. Разговоры об этом ведутся не первый год. Однако дальше слов дело не продвигалось.

Ситуация особо не изменилась и пос­ле крупной аварии, произошедшей в конце 2012 года. Напомним, 27 декабря в 2 часа ночи по местному времени был экстренно отключен четвёртый гидро­агрегат в связи с «увеличением давления до 10 атмосфер под крышкой турбины». Токтогулка — крупнейшая и системо­образующая электростанция Кыргызстана. Мощность выработки электро­энергии — 1200 МВт, соответственно, вывод из работы одного из гидроагрегатов мощностью 300 МВт при отсутствии резерва мощности повлёк за собой масштабные отключения электроэнергии.

Эксперты сообщили, что авария на Токтогульской ГЭС Кыргызстана аналогична той, что произошла на Саяно-Шушенской ГЭС в России. Лишь благодаря оперативности дежурной бригады, которая выявила неполадки, удалось предотвратить крупномасштабную аварию.

По разным оценкам, на модернизацию станции необходимо 260 млн долларов. В 2014-м на первую фазу работ Азиатский банк развития выделил 40,5 млн долларов. Однако некоторые эксперты поставили под сомнение успех проекта и сообщили о тяжёлой ситуации как в энергетике в целом, так и на Токтогульском водохранилище в частности.

Проект Азиатского банка развития по модернизации Токтогульской ГЭС промониторила рабочая группа и выявила при этом ряд вопросов, один из которых касается ответственности. Соглашение о финансировании проекта подписано Министерством финансов. А проектное соглашение подписывали «Электричес­кие станции».

— Кто, в конце концов, будет нести ответственность? Минфин или «Электростанции»? Есть такие вопросы, но отчёт промежуточный. Надеюсь, в будущем будем давать рекомендации лучшего характера. Надеюсь, что правительство, АБР и частные компании будут прислушиваться к этим рекомендациям, — поставила тогда вопрос член рабочей группы по мониторингу внешних займов Гульшайыр Абдирасулова.




Очень хочется верить, что на тот раз слова главы правительства КР не разойдутся с делом. Стоит вспомнить, что река Нарын почти не уступает Волге по запасам водной энергии. Мощь Волги составляет 6,2 млн киловатт, а мощь Нарына — 5,94 млн, и она по праву считается самой крупной водной артерией в Кыргызстане.

Так, вода из Токтогульского водохранилища срабатывается, или проходит через гидроагрегаты пяти ГЭС. То есть одна и та же вода, в одном и том же объёме, проходя через одну за другой гидроэлектростанции, вырабатывает электроэнергию. И все гидротехнические сооружения зависят от гидроэлектростанций в верховьях рек. А если на них произойдёт неконтролируемый сброс воды или авария, то разрушительная волна пойдёт и смоет все сооружения и населённые пункты, скотомогильники и урановые хвосты, что находятся в нижнем бьефе. Поэтому нужно постоянно контролировать надёжность сооружений. При этом не секрет, что почти всё имеющееся оборудование на ГЭС и ТЭЦ страны изношено как физически, так и морально. Все ремонтные работы, как текущие, так и капитальные, проводятся за счёт ГЭС, лишь небольшая часть средств выделяется из госбюджета.

Можно предположить, что основной причиной, которая может вызвать аварии на гидротехнических сооружениях, является расположение ГЭС в зоне сейсмической активности, а если быть точнее, то в девятом поясе по сейсмичности. Хотя при строительстве объектов этот фактор учитывался. Если взять общее количество землетрясений, которые происходят в Кыргызстане, то большинство из них приходится именно на южный регион. Потому что там находится зона столкновения двух крупных горных систем. С юга — это Памир, с севера выдвигается Тянь-Шань.

Получается, Памир надвигается на Тянь-Шань, и в результате этого движения накапливается тектоническое напряжение, которое высвобождается в виде землетрясений. Так что южная часть страны наиболее сейсмически активна. Самый сейсмически активный участок — это Алайская впадина. Там чаще всего происходят землетрясения, и они достаточно сильные. Второй по опасности регион — Джалал-Абадская и Ошская области.

Кстати, сейчас в целом на территории страны стало больше происходить землетрясений. Если раньше, 5-10 лет тому назад, регистрировалось около 3 тысяч сейсмических событий в год, то сейчас — около 5 тысяч. Сила землетрясений составляет до 6 баллов. Поэтому и правительству Кыргызстана, и энергетикам нужно прекратить каждый раз надеяться на то, что этот год будет тихим, и не делать ничего. Очередное повышение сейсмической активности ожидается в 2017 и 2018 годах. Другой момент, продолжительные дожди весной 2017-го, с одной стороны, наполняют водохранилище, с другой, приводят к оползням, селям, которые тоже могут сказаться негативно на гидроэлектростанциях. Хватит ли финансовых возможностей, чтобы учесть все эти факторы?

Максат Чынгыз уулу