Остановка по требованию

Остановка по требованию Почти два года потребовалось правительству и парламенту Кыргызстана, чтобы принять закон и разработать к нему позаконные акты, которые бы регулировали меры, применяемые к владельцам автотранспорта.

Вечером деньги, утром стулья

Итак, на основании постановления правительства № 202 Министерству внутренних дел поручается организовать процесс эвакуации и провести широкую информационно-разъяснительную работу среди населения. Да, да, судя по всему, это будет происходить именно в таком порядке. Ибо эвакуаторы в некоторых местах уже приступили к своей работе, а вот что и как будет происходить дальше с их автомашинами, люди пока не знают.

Правда руководство дорожно-пат­руль­ной службы обещает на этой неделе проинформировать население обо всех тонкостях нововведений. А пока водители авто опасаются за своё движимое четырёхколёсное имущество.

Одобрение закона вызвало неоднозначную реакцию со стороны автолюбителей. Одни с воодушевлением восприняли введение принудительных мер к злостным нарушителям правил дорожного движения, другие считают, что это даст ещё один повод к вымогательству денег.

— Принятие этого закона — очередная кормушка для сотрудников дорожно-патрульной службы. Если где и есть места парковок, то они заняты частными такси, а поскольку сотрудники ДПС не обращают на это внимания, то я не исключаю, что частники просто платят за то, чтобы милиционеры закрывали глаза на эти нарушения. Посмотрите, что творится в выходные возле крупных рынков. Там каждый второй автомобиль должен быть эвакуирован, но этого не происходит. Да в городе нет столько штрафстоянок. Какой выход? Разумеется, большинство предпочтёт рассчитываться с эвакуаторщиками на месте. И так по кругу. Ну и о какой борьбе с коррупцией тут может идти речь? Вот посмотрите на ситуацию на перекрёстке улиц Правды и Московской. Там часто стоят сотрудники ДПМ и не видят, что в метрах десяти рядом с медицинским центром есть остановка, которую давно превратили в автостоянку. Такая же ситуация вечером возле школ. Родители приезжают за детьми, включают «аварийки» и стоят по часу, а пассажирам приходится выходить на проезжую часть, чтобы остановить маршрутку, — пояснил водитель с 30-летним стажем Карим Шахзодоев.

Однако больше всего водители боятся, что из-за отсутствия разрешённых парковок эвакуировать будут весь транспорт, который сотрудники патрульной милиции (ПМ) посчитают нужным. И как в этом случае автовладельцам доказывать свою правоту?

Между тем, по замыслу авторов закона, оговорённые в документе меры будут способствовать обеспечению безопасности дорожного движения, повышению пропускной способности улично-дорожной сети, а также укреплению водительской дисциплины. Хотелось бы верить.

Год назад в республике попытались применить принудительную эвакуацию неправильно припаркованных транспортных средств, однако, как показала практика, эта мера должного эффекта не имела. Оказалось, что до настоящего времени в законодательстве не были прописаны нормы, касающиеся именно принудительной эвакуации. Когда начали применять такие санкции, в Генеральную прокуратуру республики от водителей посыпались жалобы на незаконные действия сотрудников дорожно-патрульной службы и компаний, занимающихся эвакуацией.

— Вот мы и решили кроме специального закона внести соответствующие поправки в Кодекс «Об административной ответственности». Теперь принудительная эвакуация узаконена, и мы очень надеемся, что водители отнесутся с пониманием к этой вынужденной мере, — пояснил глава парламентского комитета Марат Иманкулов.

Куда водителю податься?

По словам заместителя председателя Центрального совета Союза водителей КР Дуйшеналы Токтокунова, беда, что в городе количество единиц транспорта превышает в несколько раз все допустимые нормы, а мест для парковок практически нет. Так что определённые опасения, что под действие закона будут подпадать все авто, оставленные на время без присмотра, небезосновательны. Правда, как считает Токтокунов, водители часто бывают сами виноваты: машины ставят где хотят и как хотят, игнорируя существующие правила дорожного движения. Особенно сложная ситуация бывает возле школ в зимнее время. Приезжая забирать детей, авто оставляют прямо на проезжей части с включёнными аварийными сигналами. И автомобилистов мало волнует, что их неправильно припаркованная машина не только мешает движению, но и создаёт реальную опасность для участников дорожного движения.

Стоит отметить, что больше года назад за неправильную парковку была увеличена сумма штрафов с 300 сомов до 1000, однако, к сожалению, ситуацию с подобного рода нарушениями правил дорожного движения исправить не удалось.

По словам первого заместителя начальника ДПС МВД КР Иманалы Саркулова, опасения владельцев транспортных средств абсолютно беспочвенны.

— Созданный вокруг принудительной эвакуации транспортных средств ажиотаж не имеет под собой никаких оснований, — пояснил чиновник. — Существуют правила, и все водители, когда получали права, сдавали экзамены по этому предмету. Каждый знает, например, что парковаться под светофором нельзя. Не следует оставлять своё транспортное средство на автобусной остановке. Останавливаться можно за 15 метров до или после неё. Или я сказал что-то новое? Конечно, сейчас мне многие возразят, что мол нет разметок на дороге, состояние асфальтового полотна ужасное и так далее. Да, я это понимаю, но давайте всё-таки уважать друг друга и соблюдать хоть какую-то культуру езды. Ведь, в конце концов, не наши сотрудники создают аварийные ситуации на дорогах, а сами водители. Со своей стороны обещаю, что лично буду рассматривать каждую жалобу на моих сотрудников, и если будут сигналы о вымогательстве, то моим подчинённым не поздоровится, это я гарантирую.

Сейчас в столице Кыргызстана есть лишь две штрафстоянки. Руководство патрульной милиции уже обратилось в городскую администрацию с просьбой о выделении участка для оборудования ещё нескольких.

Кстати сказать, несмотря на то, что закон о принудительной эвакуации уже вступил в силу, остаётся открытым вопрос, кто же будет производить эту процедуру. Оказалось, что в этом плане в законодательстве есть существенный пробел.

В прошлом году этим занимались частные структуры, но именно из-за несостыковок в нормативно-правовых актах им пришлось свернуть свою работу. Сейчас предлагают им вернуть эти полномочия, правда по каким параметрам будут определяться фирмы-эвакуаторы, не знают ни в МВД, ни в мэрии города.

Кто раньше встал…

Ответ на вопрос, как решается в Бишкеке проблема дефицита парковок, звучит следующим образом: «Никак». И не потому, что её не существует. Столица Кыргызстана по праву считается самым машинонаселённым городом страны. По данным статистики, за прошлый год на тысячу жителей здесь было 639 автомобилей. В рабочие дни они стоят у обочин дорог вплотную, найти свободное место невозможно, поэтому нередко образуется второй ряд. Авто располагаются и там, где стоянка запрещена, но иного выхода нет. Сотрудники ДСП МВД КР периодически штрафуют автолюбителей-нарушителей, но это сизифов труд: владелец получает проблемы, но на обочине дороги тут же паркуется кто-то другой.

— Городу нужны парковочные места или просто стоянки, чтобы приезжая в центр, можно было оставить машину и отправиться по своим делам. Зачастую на выискивание свободного местечка даже на платной стоянке тратится около получаса. Тем не менее при всём дефиците земли в центре Бишкека есть места, где можно было бы построить многоуровневую парковку. Но денег на это у городских властей нет. Была попытка предложить проект бизнесу, но предприниматели посчитали и отказались: затраты велики, а гарантии окупаемости нет, поскольку автомобилисты предпочитают ставить авто где попало, но бесплатно, — рассказал Токтокунов.

Поступало предложение соорудить паркоматы вдоль некоторых дорог, но это невозможно из-за расхождения соответствующих муниципальных нормативно-правовых актов с республиканскими. Пока же автовладельцы могут надеяться только на свою расторопность: кто с утра пораньше занял свободное место у обочины — у того удачно начался рабочий день.

Людмила БЕСЕДИНА


Комментарий

Елена Каратаева, юрист:

— С принудительной эвакуацией может возникнуть много проблем. Ведь машину просто так нельзя взять и отправить на штрафстоянку. Необходимо составить протокол о нарушении. Это должен делать сотрудник патрульной милиции, ведь у фирмы, которая будет заниматься этой процедурой, таких полномочий нет. Также обязательно присутствие владельца автомобиля. Ведь если транспортное средство будет изъято без его присутствия, то это грозит уже судебным разбирательством. Словом, сначала надо доказать, что водитель припарковался в неположенном месте, документально всё зафиксировать, а уж потом отправлять на штрафстоянку или штрафовать.

Справка

По предварительным данным, эвакуация легкового автомобиля будет стоить 1,5-1,6 тыс. сомов, грузового — 3,5-5 тыс. Принудительная эвакуация авто на спецстоянку осуществляется за нарушение правил остановки и стоянки только при наличии дорожного знака «Эвакуатор», при отсутствии водителя в транспортном средстве либо в непосредственной близости от него.

На принудительно эвакуируемом транспорте опечатывают двери, багажник, капот, люк бензобака, а сам транспорт подлежит перемещению на ближайшую спецстоянку.

В протоколе осмотра транспортного средства указываются: дата, время, место и основания проведения осмотра; должность, фамилия, имя, номер нагрудного знака и служебного удостоверения сотрудника подразделения безопасности дорожного движения ОВД; адрес спецстоянки; тип, марка, модель автомашины, а также результаты осмотра на предмет наличия каких-либо повреждений.