Покупать с умом

Покупать с умомЭффективность государственных закупок — критично важный вопрос в управлении бюджетными средствами для любого государства. И важно, чтобы проводили их обученные специалисты. А с этим как раз есть сложности. В Кыргызстане поднимают вопрос о введении в вузах специальности «закупщик» и включении её в реестр профессий.

Об этом в ходе Международной открытой конференции «Эффективное управление государственными закупками — 2017» заявила директор учебного центра Минфина Жылдыз Нурматова.

На сегодняшний день в стране высокий спрос на специалистов-закупщиков, поэтому Министерство финансов, являясь уполномоченным органом по управлению государственными закупками, проводит обучение этим процедурам. При поддержке Всемирного банка и британской компании Crown Agents были разработаны углубленные учебные программы, которые охватывают все сферы. На этих курсах уже обучены тысячи человек, но всё же, как отмечают специалисты, назрела необходимость выводить обучение этой специальности на более высокий уровень.

— Главная задача конференции — поделиться опытом и рассказать о тех проблемах и вопросах, которые стоят в обучении государственным закупкам. На конференцию приглашены международные эксперты в области госзакупок, а само мероприятие нацелено на то, чтобы при их поддержке произвести институциональное усиление в повышении именно эффективности системы государственных закупок путём повышения и развития обучения, а также аккредитации специалис­тов. Сегодня наблюдается высокий спрос на подобного рода про­фессионалов, и чтобы не создавать ажиотаж, наш центр готов сотрудничать с другими учебными центрами, а также с вузами по предоставлению учебных программ, чтобы они параллельно с нами могли вести обучение. В настоящее время назрела необходимость создания специальности «закупщик», введения её в реестр профессий, чтобы она могла на законных основаниях преподаваться на базе высших учебных заведений. Сейчас за проведение закупок отвечают специалисты госорганов, на которых возложена такая обязанность уполномоченным органом в данной сфере — Министерством финансов. Как правило, эти люди прошли 40-, 70-, 80-часовые программы повышения квалификации, и Минфин выдавал им сертификаты с возложением на них обязанностей подготовки тендерных документов и проведения закупок, — сказала Жылдыз Нурматова.
Постоянное развитие системы государственных закупок, особенно изучение лучшей мировой практики государственных закупок помогают всем странам в становлении их закупочной системы. Такое мнение высказала Лариса Кокорева, один из организаторов конференции, региональный менеджер по Центральной Азии компании Crown Agents.

— Наша компания более полуторавека занимается государственными закупками по всему миру. На территории Кыргызстана мы работаем уже более двадцати лет, последние годы занимались подготовкой учебных модулей для учебного центра Министерства финансов, и поэтому у нас появилась идея провести подобную конференцию. Мы наблюдали становление системы государственных закупок, как в Кыргызстане, так и во всех странах бывшего Советского Союза, и, безусловно, прогресс гигантский. Надо сказать, что и сейчас система госзакупок развивается очень быстро. И это связано, в частности, с тем, что все международные организации, постоянно работают над разработкой и совершенствованием законодательства и помогают странам совершенствовать их системы госзакупок. Однако системы и законодательства могут быть очень хороши, но никогда не будут работать без грамотных специалистов. Поэтому считаем, что именно создание базы специалистов, хорошо знающих государственные закупки, умеющих грамотно выполнять существующие нормативно-правовые акты, позволит обеспечить лучшие услуги потребителям — обществу, — сказала она.

По её мнению, внедрение системы электронных закупок в Кыргызстане делает процесс более прозрачным и понятным для всех, что значительно снижает коррупционные риски. Но не стоит ожидать какого-то значительного рывка, поскольку это система, у которой должен быть определённый процесс становления.
О необходимости стандартизации специалистов в данной отрасли говорил и представитель Всемирного банка (ВБ), ведущий специалист по закупкам для стран Европы и Центральной Азии Ахмет Мерзоук. По его словам, большинство стран сталкивается с трудностями в отношении эффективности государственных закупок в связи с тем, что данные специалисты не признаются как отдельная профессия, и государства пытаются найти разные альтернативные варианты. Однако следует понимать, что система будет работать хорошо, когда всё будет делаться на высоком профессиональном уровне. Он отметил, что в Кыргызстане существуют трудности, связанные со стандартизацией в этой отрасли.

Эксперт, координатор по институциональному развитию проекта ВБ «Наращивание потенциала государственных закупок в КР» Сайна Абдымомунова напомнила, что первый закон по госзакупкам в Кыргызстане был подписан в 1997 году. А в 2004 году в нём появилось требование, что в каждой закупающей организации должен быть соответствующий специалист, имеющий сертификаты.

— Де-юре появилась должность закупающего, но де-факто специальности такой нет, — заметила она.

Эксперт остановилась и на том, что даёт специалистам сертификация помимо подтверждения квалификации работника на соответствие требованиям профессионального стандарта. В первую очередь повышает шансы на дальнейшее трудоустройство, в также обеспечивает приоритетность продвижения по служебной лестнице, подтверждает качество и надёжность выполнения специалистом работ, и, наконец, гарантирует защиту от недобросовестного предпринимателя. А закупающая организация получает обученного специалиста, которому можно доверить денежные средства.

— В 2015 году в законе появилось требование, что в составах конкурсных комиссий обязательно должен быть сертифицированный специалист по закупкам. С этого времени количество желающих получить сертификат увеличилось в разы, и стоит вопрос для уполномоченного органа о возможности привлечения других образовательных учреждений к обучению специалистов, — отметила она.

Однако в большинстве бюджетных организаций сегодня отсутствуют отделы закупок, и эта функция возлагается на какой-нибудь другой отдел. При этом отсутствует вознаграждение за исполнение дополнительных функций. Соответственно у специалистов нет мотивации в совершенствовании своих профессиональных навыков и компетенций в области государственных закупок. Кроме того, в рес­публике не имеется чётко ориентированной политики по сертификации подобных специалистов.

Мария ОРЛОВА