Большая перемена

Большая переменаПоскольку к данной системе имеет отношение более половины населения страны (только учащихся в средних школах — более миллиона человек), понятен очень большой интерес к ней со стороны населения. Какие изменения планируется внести, рассказала журналистам министр образования Гульмира Кудайбердиева.
Министр поведала и о мерах, которые ведомство планирует реализовать в ближайшее время, подчеркнув, что реформы должны носить систематический характер и охватывать все уровни. Она рассказала, что скоро будет запущен новый современный интернет-сайт, на котором будут страницы всех организаций образования и структурных подразделений министерства. Заполнять его информацией они будут сами — это позволит ведомству своевременно, достоверно и оперативно выставлять все новости, всю нормативно-правовую базу, мероприятия, проходящие в системе образования и т. д.

Качество — главный критерий

По словам министра, главный вызов и задача, стоящая перед системой — качест­во образования. И здесь основные влияющие факторы — содержание образования, квалификация педагогов, создание условий для обучения, включая, в том числе, обеспеченность учебниками.

Самым проблемным в стране является дошкольное образование, поскольку остро ощущается нехватка детских садов.

— В Кыргызстане только 22% детей обес­печены дошкольным образованием. В 2010 году в стране имелось всего 694 государственных детских сада, а охват дошкольным образованием составлял 9-10%. За пять лет нам удалось повысить охват детей, а количество детских садов превысило 1,5 тысячи. Были найдены альтернативные пути для увеличения количества детских садов, также удалось возвратить десятки объектов государству, — сказала она. — Всё чаще говорится о важности дошкольного образования в формировании личности. К сожалению, в Кыргызстане хромает методика преподавания, ощущается нехватка квалифицированных кадров. Кроме того, имеется нехватка дошкольных образовательных организаций и низкий охват детей услугами дошкольных учреждений. Только в Бишкеке не хватает около 200 учреждений дошкольного образования.

В этой сфере Министерство образования видит решение в введении обязательного предшкольного года обучения, чтобы все дети имели равные стартовые возможности при поступлении в школу.

— Благодаря системной работе педагогов, министерства, поддержке правительства, в тесной работе с международными партнёрами в стране введена программа предшкольной подготовки детей в возрасте от 5,5 до 7 лет «Наристе». В настоящее время она охватывает почти 100% детей и полностью финансируется из бюджета, — сказала она.

Раннее развитие ребёнка сложно переоценить, ведь именно в это время закладываются основы для дальнейшей жизни. Учёные отмечают, что те дефициты, которые возникают в дошкольный период, например, проблемы с социализацией, не восполняются потом. Для формирования более качественного дошкольного образования, по словам министра, планируется уделить внимание созданию в детских садах лучшей образовательной среды. При этом среди приоритетов профильного ведомства — создание открытой языковой среды.

— Мы все сегодня говорим, какие существуют проблемы с изучением государственного языка, поэтому предлагаем сделать акцент не на школе, а как раз на детских садах. Потому как в возрасте от трёх до пяти лет формируется мышление, и маленький человек будет думать и говорить на том языке, который слышит в той среде, где он находится, — поделилась Гульмира Кудайбердиева.

Школьное переформа­тирование

Для школьного образования характерны такие проблемы, как: не соответствующее запросам современного общества содержание образования, нехватка учебников, методических пособий и недостаточная квалификация учителей.

— В школьном образовании большое значение имеет мониторинг достижений учащихся. В Финляндии (которую Кудайбердиева посетила в марте 2017-го. — Прим. авт.), к примеру, вообще отменены любые формы оценки знаний учащихся, зато постоянно проводятся различные срезы знаний, которые позволяют понять проблемы и решить, куда направить свои усилия. Поэтому регулярное отслеживание результатов учащихся школ даёт возможность принимать решения о дальнейшем движении. Сейчас работаем над созданием национальной системы оценивания образовательных достижений школьников, просим предусмотреть на это средства. Это позволит, наряду с оценкой школ и руководителей, провести общую комплексную оценку всей системы образования, — объяснила она.

В следующем учебном году планируется также ввести новую систему оценки деятельности средних учебных заведений и их руководителей. По словам министра, в последние десять лет подобной системной оценки не проводилось.

— Мы отходим от так называемых комиссионных проверок, в результате которых принимали только административные меры воздействия. Чёткие критерии оценки будут скоро известны и опубликованы на нашем сайте, и на их основании будут проводиться проверки, по эти критериям будут заполняться специальные формы. На основе же результатов будут приниматься решения о дальнейшем пути школы. Они также будут находиться в свободном доступе на профильном сайте. В настоящее время готовится соответствующее положение, — сказала она.

Также вводятся новшества и в процесс аттестации учителей. По словам министра, в прошлом году было утверждено положение о проведении аттестации, но после поездки в Финляндию у главы ведомства «немного изменилось видение этого вопроса». Поэтому было предложено отложить аттестацию на три года, чтобы за это время провести массовое повышение квалификации учителей. К системе повышения квалификации чиновники призывают присоединиться и высшие учебные заведения, потому что своих ресурсов «не хватит».

Изменения коснутся и школьной программы. В новом учебном году будут увеличены часы для изу­чения иностранного языка и информатики начиная с пятого класса: по одному часу иностранного языка каждый день, информатика — один час в неделю. Но сокращать для этого часы по другим предметам не будут. Хотя изначально планировали увеличить часы за счёт трудового обучения, но потом пришли к мнению, что трудовое воспитание нужно оставить. Также запланирована интеграция предметов для снижения нагрузки на учащихся и внедрения компетентностного подхода. Создана большая рабочая группа, которая сделает инвентаризацию всего учебного плана и предложит, как снизить нагрузку на детей, но при этом дать им знания, которые в первую очередь нужны в жизни. Как объяснила министр, у всех детей есть доступ к информации, есть телефоны, планшеты, и важно, чтобы учителя научили ребят использовать эти знания в дальнейшем.

— Эти меры не предполагают сокращение количества учителей. Будет организована их переподготовка и повышение квалификации, благодаря чему можно будет больше уделять внимания воспитательной работе в школах и усилить профессиональную ориентацию учащихся. То есть из учителей, высвободившихся из-за сокращения предметов, подготовят педагогов-воспитателей. Так называемый институт тьюторства, или менторства (по-нашему, это педагоги-воспитатели), для детей переходного возраста с целью решения проблем суицидов и правонарушений, — сказала она.

Будет продолжена работа над учебниками нового поколения. Это тоже огромная проблема в системе образования. Поэтому отбору качественных учебников и других обучающих материалов уделяется большое внимание.

— Уже сейчас изменена система разработки национальных учебников, в декабре была проведена реорганизация Кыргызской академии образования, внедрена конкурсная система отбора рукописей учебников авторов и авторских коллективов, и создан независимый координационный совет по стандартам и качеству образования, который может принимать участие в экспертизе учебников, — заметила Кудайбердиева.

Также принято решение об адаптации к кыргызстанским стандартам и последующему введению в учебный процесс хорошо зарекомендовавших себя учебников других стран. В первую очередь это касается математики. Кроме того, постепенно в Кыргызстане планируют вводить аренду учебников. Как отметила глава ведомства, это неновое решение. Такая система успешно работала в 2000-е годы в течение десяти лет.

— Это практикуется и в соседних государствах. Каждая школа будет иметь свой счёт, с которого невозможно будет снять деньги на какие-то другие цели, кроме заказа и закупки учебников, — сказала Гульмира Кудайбердиева.

Я б в строители пошёл

В системе профессионального образования существуют такие проблемы, как недостаточный уровень знаний, умений и навыков выпускников. При этом за последние годы вырос интерес к среднему профобразованию, контингент учащихся увеличился в два раза — до 90 тысяч.

— Эта тенденция соответствует нашим реалиям. По информации Министерства труда и социального развития, в ближайшее время на внутреннем рынке труда две трети рабочих мест будут требовать наличия начального и среднего профобразования, и только одна треть — высшего, — отметила министр.

А система высшего образования не выполняет свою основную функцию — обес­печение страны квалифицированными кадрами. Вузов много, но в то же время отмечается недостаток квалифицированных кадров на рынке труда. Поэтому с нынешнего учебного года Минобразования внедряет методику отслеживания трудо­устройства выпускников вузов, их будут анкетировать на последнем курсе обучения и через год после окончания университета.

Уделила внимание министр и теме развития науки. По её мнению, в целом система организации науки требует совершенно новых подходов.

— Принята концепция её реформы. Целый ряд законопроектов находится на рассмотрении парламента. Первые шаги уже сделаны. Создан уполномоченный госорган — департамент науки при Минобразования. Ранее все функции выполняла национальная академия наук. Но, хотелось бы отметить, науку надо выносить на более высокий уровень. Мы предложили создать при правительстве отдельный орган для этого, — резюмировала Гульмира Кудайбердиева.
Также министр отметила, что вузовская наука в Кыргызстане практически отсутствует, нет университетских научных школ, нет механизмов привлечения студентов к научной работе, очень низкая академическая репутация.

Мария ОРЛОВА

Кстати

Со следующего учебного года в русскоязычных школах начнут вести уроки на кыргызском. Как отмечают в Министерстве образования и науки, в Кыргызстане запущен проект по многоязычному образованию в рамках реализации принятой Национальной программы развития государственного языка и совершенствования языковой политики на 2014-2020 годы. В настоящее время проходит уже четвёртый этап внедрения многоязычного образования.
Предполагается, что на начальном этапе обучение на государственном языке в пилотируемых школах по всем предметам будет вестись в рамках открытых уроков и преимущественно при повторении материала. В пилотном проекте участвуют средние школы № 62, 41, 70, 6, 27, 1, 54, 19, 38, 63, 75.
— Данные школы подали заявки на участие в данном проекте добровольно по итогам проведённых родительских собраний, отмечают в ведомстве. — На собраниях родителям объяснили задачи проекта. Согласие было запротоколировано. После этого школы были включены в пилотирование проекта по многоязычному образованию. Идёт обучение учителей методикам многоязычного образования.
В Министерстве образования и науки КР подчеркнули, что по итогам реализации программы ожидается соответствие уровня владения государственным языком у выпускников школ с другими языками обучения уровню В1 (пороговый). С 2018 года выпускники школ будут сдавать тестирование на знание государственного языка.