Подмоченная репутация

Подмоченная репутацияЭкс-судья Конституционного суда Клара Сооронкулова предложила провести люстрацию чиновников, которых ранее заметили в антиконституционных делах. Об этом она заявила на Форуме свободы слова.

Кадровый голод

По её словам, люстрацию нужно было провести после смены власти в 2010 году, но тогда время упустили. Она добавила, что общественность должна начать процесс общественной люстрации, создать комитет, который разработает люстрационные критерии, составит реестр лиц, нарушающих права человека, устраивающих гонения и участвующих в них. Кроме того, необходимо разработать законопроект о люст­рации.

— Сегодня во всех ветвях власти те же лица, что и раньше. Они продолжают антиконституционную деятельность. Им нужно запретить занимать политические должности. Мы можем требовать имущественную люстрацию. То есть проверить декларации и использовать норму о незаконном обогащении, которая пока не работает, — сказала Клара Сооронкулова.

Многие может быть и согласились бы с госпожой Сооронкуловой, но считают, что такой Закон «О люстрации» даже если и будет принят, то будет нежизнеспособен. Ведь Конституция Кыргызстана гарантирует равенство всех перед законом и судом. Этот же закон ущемляет права граждан.

И всё же такое смелое заявление экс-представителя судейского корпуса (да ещё какого!) не может остаться без внимания. Но одного предложения мало. Нужны конкретные действия. И прежде всего надо определить орган, который будет проводить такую процедуру? Вот тут и начинается самое сложное.

Ведь ни для кого не секрет, что 70% депутатов и чиновников из вновь избранных и назначенных входили в число бывших «акаевских» и «бакиевских». А люстрация, как известно, требует именно отречения от власти, если будет доказана связь с бывшим руководством республики, поскольку оба режима признаны преступными, а чиновники работали на них. Получается замкнутый круг. Например, Алмазбек Атамбаев при Аскаре Акаеве был ярым оппозиционером, при Бакиеве — министром промышленности, затем премьер-министром. Когда по республике ползли слухи, что Бакиев умер в Германии, Атамбаев, по его же признанию, навещал Курманбека Салиевича в больнице. Потом он вдохновенно рассказывал кыргызстанцам, как бодро выглядит президент. Амангельды Муралиев при Акаеве занимал различные посты, включая премьерский. Роза Отунбаева также замечена «в связи» с бывшими режимами. При режиме Акаева она представляла интересы Кыргызстана в Туманном Альбионе, поменяла принадлежность к нескольким партиям. Омурбек Бабанов — первый вице-премьер-министр правительства Данияра Усенова, Камчибек Ташиев — глава Министерства по чрезвычайным ситуациям при Бакиеве. Феликс Кулов — первый и единственный вице-президент во времена Акаева, при Бакиеве — премьер-министр и так далее. Конечно, криминала в этом нет никакого. Они работали, кто как мог. Но всех объединяет одно: теперь это большинство «бывших-нынешних» костерят на чём свет стоит и Акаева, и Бакиева, лишь бы удержаться у власти. Зато раньше, когда занимали удобные министерские и чиновничьи кресла — дифирамбы в адрес сбежавших президентов лились из их уст серебряными ручейками лести. Что-то тогда никто из них противоречить семейно-клановой системе, находясь у кормушки власти, не отваживался. Посыпать голову пеплом и кричать «кетсин» они начинали уже после того, как тучи сгущались конкретно на личных интересах чиновников, и уважаемые ААА и БКС исключали того или иного политика из списка приближённых. И никаких мыслей о народе!

Где их не пропадала

Но вопрос заключается в ином: где взять других руководителей высшего эшелона власти или депутатов, коли светлые умы нашего государства давно уже преспокойно живут за кордоном и горя не знают? А если наведываются на историческую родину, то лишь для экзотики или на Иссык-Kуле отдохнуть. А те, кто остался, считают, что лучше быть головой у мухи, чем хвостом у слона. Но в случае принятия этого злосчастного закона и вовсе некому будет работать. Это хорошо, если он будет написан грамотно. А то ведь большинство из уже имеющихся законодательных актов у нас лишь на бумаге существует, а если и исполняется, то так, как это выгодно тем, у кого больше денег.

Вообще «люстрация», если верить словарям, описывается как комплекс законодательных мер и практика недопущения в аппарат управления, правоохранительные органы, на иные важные посты и в учреждения системы образования лиц, неугодных правящим кругам по политическим, религиозным и прочим «мотивам». Либо же очищение государственного аппарата и некоторых важнейших общественных институтов от лиц, тайно сотрудничавших со спецслужбами и скрывших этот факт от специальных так называемых люстрационных органов.





В Кыргызстане идея разработки и принятия Закона «О люстрации» была высказана ещё в 2009 году. Тогда инициаторы законопроекта стали преследоваться со стороны «бакиевской власти» и даже были заключены под стражу. Но Бакиева прогнали, и к власти, казалось, пришли «честные и порядочные», но как-то странно, словно зомбированные, власти стали повторять ошибки сбежавших президентов. Инициаторы предлагаемого законопроекта уверены, что по двухступенчатой системе «чистки» властные структуры можно будет освободить от взяточников, от тех, кто «продавал» земли Кыргызстана, и от тех, кто способствовал развитию семейно-клановой преступной системы правления. Вот только интересно, по каким параметрам можно будет определить, кто был в одной лодке с бывшей властью, а кто нет? Вообще, даже смешно предположить, что те, кто так усердно рвался в законодательную ветвь власти, тратя басно­словные суммы на избирательную кампанию, подчинились бы требованиям Закона «О люстрации». Если такой вообще будет принят к рассмотрению...

После парламентских выборов радетели за люстрацию дали негативную оценку избирательному процессу. Они считают, ссылаясь на Конституцию, что выборы прошли незаконно, поэтому ЦИК должен отменить итоги голосования. Но результаты выборов уже объявлены официально.

После апрельских событий 2010 года члены движения «Люст­рация» проводили в регионах обсуждения соответствующего законопроекта и даже собирают подписи граждан для инициации закона. По некоторым данным, якобы, было собрано 15 000 подписей. По истечению времени всё как-то забылось…

Люстрация у цивилизации

В Венгрии, Чехии, Эстонии, Латвии, Румынии это особая процедура проверки лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также кандидатов на эти должности на предмет их принадлежности в прошлом к руководству коммунистических партий, службам государственной безопасности или сотрудничества с этими службами. Люстрация проводится на основании специальных законов, как правило, особыми органами. Например, в Венгрии это комитеты, избираемые парламентом в составе трёх судей. Если в ходе этой процедуры устанавливаются факты сотрудничества с тоталитарным режимом, лицу предоставляется выбор между добровольным уходом в отставку с сохранением тайны выявленных фактов и принудительной отставкой с публичным оглашением компрометирующей информации.

К примеру, в Польше к середине 1990-х подросла целая когорта молодых, честолюбивых политиков. Но все посты были заняты бывшими членами «Солидарности», «людьми из железа» с безуп­речной репутацией. Места наверху не было. И новые политики через 8 лет после смены власти стали призывать к люстрации под предлогом декоммунизации. В 1997 году был принят Закон «О проверке политической благонадёжности». Все желающие поступить на госслужбу и даже кандидаты в парламент, сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, должны были покаяться публично — заявить на себя в комиссию. Тому, кто сделал это, прощалось всё, а отказавшимся приходилось увольняться с работы. Компромат о них публиковался в СМИ.

В нашем маленьком Кыргызстане разве что младенец не знает, кто и как из нынешней и прошлой власти пролез в новую. То бишь, в какую сумму это обошлось большинству из них, и как власть имущие в своё время нажили свои капиталы… Так что и смысла нет ни в чём признаваться.

Максат Чынгыз уулу


Мнения

Олег Козырев, эксперт Института политологии РФ:


— Люстрация — неблагодарная тема для размышления. Любой, кто за неё ратует, может создать впечатление человека с дрожащими руками, который днями и ночами размышляет над фотографиями Путина и его команды и придумывает различные способы публичного отмщения. И всё же люстрация нужна. Она должна быть неизбежной. И доброй.

Марс Сариев, политолог:

— Я думаю, что Закон «О люстрации» обречён и работать не будет. Есть тонкий момент… Дело в том, что если следовать законопроекту, то люстрация должна быть применена в отношении всех бывших чиновников, но здесь кроется геополитический оттенок. Пока же «контрольный пакет власти» у нас держит номенклатура советских времён, а этот закон её полностью подрубает. Но уже сейчас подрастает политическая элита западного типа, поэтому у первых будет срабатывать инстинкт самосохранения, дабы эту власть не потерять.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: