Все в онлайн

Все в онлайнШестой кыргызстанский форум информационных технологий (КИТ) — 2017 собрал ведущих специалистов, руководителей крупных компаний в области IT, разработчиков ПО, а также политических деятелей и просто всех желающих для обсуждения перспектив развития
IT-отрасли в Кыргызстане.


@ — друг человека

В этом году в программе форума было пять основных направлений: информационная безопасность, электронное управление, IT-образование, вопросы развития IT-индустрии и электронная коммерция. Сессии проходили одновременно в разных залах, собирая разную аудиторию. Некоторые выступления вызвали настоящий аншлаг — слушатели стояли даже в коридорах.

Открыл мероприятие премь­ер-ми­нистр Сооронбай Жээнбеков. В своём выступлении он отметил, что «правительство придаёт приоритетное значение развитию информационно-ко­м­му­ни­кационных технологий в стране».

— Данный форум стал круп­ным мероприятием в сфе­ре информационно-ком­му­ни­ка­ци­онных технологий. В настоящее время кыргызстанский IT-форум является ключевой площадкой, предоставляющей возможность для обмена опытом, налаживания парт­нёрских отношений. В этом году ключевой темой обозначена перспектива развития индустрии информационно-коммуникационных технологий в Кыргызстане и вызовы, стоящие перед этой отраслью. Я уверен, что сегодня состоится плодотворная дискуссия по возможностям, и будут выработаны конкретные рекомендации, необходимые для успешного продвижения технологических инноваций. В 2016 году создали новый орган — Государственный комитет по информационным технологиям и связи. Вопросы, включённые в программу форума, такие как: выработка единых подходов в кибербезопасности, электронному управлению, к развитию IT-индустрии, IT-образования и электронной коммерции — являются актуальными не только для бизнеса, но и для государственных структур. Надеюсь, что на площадке форума будут обсуждены вопросы преодоления цифрового неравенства и обеспечения баланса между безопасностью и развитием. Каждая из тем форума актуальна. Для нас важно, что именно здесь, в Кыргызстане, благодаря IT-форуму представители бизнес-сообщества и государства сверяют позиции по столь актуальной проблематике, обсуждают различные подходы к решению обозначенных в списке форума проблем, — отметил премьер-министр.

Главное в цифре

Отметим, что на форуме также были обсуждены основные барьеры развития IT-сектора, коррупция, условия инвестиционной привлекательности IT-сектора, возможности государственно-частного партнёрства. Информационная безопасность будет включать в себя вопросы защиты критической инфраструктуры, политику информационной безопасности и новые тренды информационной безопасности в сфере ИТ.

Глава правительства подчеркнул, что сегодня запускается новый общенациональный высокотехнологичный проект по построению государства — «Смарт Коом».
— В данном проекте цифровые технологии способствуют развитию, давая больше возможностей для интеграции, эффективности и инноваций. Этот амбициозный проект цифровой трансформации государства охватит исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, включая всю систему правосудия, — отметил Сооронбай Жээнбеков. — Цифровые технологии должны стать движущей силой для преобразований государственного управления, экономики и социальной сферы. А проект «Смарт Коом» станет эффективным инструментом для искоренения коррупции в государственном секторе путём минимизации влияния человеческого фактора через автоматизацию административных процессов и процедур предоставления цифровых государственных услуг.

На форуме премьер-министр вручил премии за достижения в области IT и осмотрел выставку современных информационных технологий.

В свою очередь глава Общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева отметила, что Кыргызстан, используя своё географическое положение и эффективно реализуя амбициозные IT-проекты, может стать «транзитным хабом», в том числе для стран Центральной Азии.
— IT-сектор предлагает темы, которые хочет обсудить. Всегда поднимаются традиционные вопросы: информационная безопасность, образование, здравоохранение, электронные услуги государства. Чем больше технологии проникают в нашу жизнь, тем важнее обсуждение вопросов о том, как не допустить вреда от них. Информбезопасность всегда идёт параллельно темпу развития технологий, — сказала она.

По словам главы Государственного комитета информационных технологий и связи Бакыта Шаршембиева, государство делает большую ставку на развитие информационных технологий.

— На данный момент разрабатывается и внедряется много проектов, связанных с электронным управлением во всех государственных органах страны, для обес­печения облегчённого доступа граждан к государственным услугам. Переход к цифровой экономике является велением времени, — сказал он.





На форуме были представлены некоторые «государственные продукты». В частности, участникам рассказали о «единых государственных информационных ресурсах, в том числе регламентирующих документы», об «адресном регистре и геоинформационной системе адресного регистра», «регистре транспорта и водителей, онлайн-аукционе» и «едином государственном реестре населения». В представленных презентациях всё, как говорится, гладко, но в реальности «электронное правительство» до сих пор работает через пень-колоду. Наши госорганы внедряют его по принципу «кто в лес, кто по дрова». ГНС, Нацбанк, ГРС, например, далеко ушли вперёд, а Минсельхоз сильно отстал. У некоторых даже толком компьютеров нет. Изменится ли ситуация в ближайшем будущем?
Как отметил завотделом электронных услуг Госкомитета информационных технологий Калыбек Акматов, в этом вопросе был изменён подход: если раньше всё делалось для эффективной работы чиновников, то сегодня центром внимания становится гражданин.

По его словам, в настоящее время кыргызстанцы уже могут воспользоваться рядом услуг при помощи Интернета. В частности, можно отправить электронное заявление на получение, например, справки о несудимости. Продолжается и работа по таким проектам, как «Умный город» и «Безопасный город» с мэрией города Бишкека, МВД, Налоговой службой и МЧС.

— В будущем, если не был уплачен налог, эта информация будет сверяться с данными автоматических камер, которые считывают госномера автомашин. Также решится проблема с изъятием водительских прав. Информация о наличии водительских прав будет доступна каждому инспектору УПМ МВД. Если вы забыли права дома, можно показать ID-карту, при этом штрафы будут выписываться тоже в электронном формате, — отметил он.

Виртуальная реальность

Есть доступные электронные услуги Государственной регистрационной службы, Социального фонда и других ведомств. Сейчас можно даже подать заявление в ЗАГС онлайн. Как отмечает чиновник — это услуги первого уровня, когда гражданин может заполнить и отправить электронное заявление, но госорган, получив его, распечатывает и выполняет свои процедуры традиционным способом. Результат, например, справку выдаёт тоже в бумажном виде.

— Но даже подача электронного заявления и оплата госуслуги без посещения банка — это уже большой прорыв, — отмечает он.

Прорыв, может, и большой, если бы не одно но. По данным Общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики», в автоматизацию государственных услуг были вложены колоссальные средства: из государственного бюджета выделено 68 млн сомов, спецсредств — 40 млн сомов, а доноры вложили 38 млн долларов США и еще 1,4 млн евро.

— У нас больше 140 автоматизированных систем, во все министерства внедрены программы, которые разрабатывали заграничные специалисты. Но при этом мы платим лицензионные сборы, потому что иностранные компании не передали нам исходники. Кроме того, разные госорганы внедряют различные системы, которые зачастую не контактируют друг с другом, поэтому приходится дублировать программы и переплачивать большие деньги. Когда надо было запускать электронные государственные услуги, все ведомства поняли, что нужно сокращать штатные единицы. Если для выдачи одной бумажки задействовано 7 человек, то в случае электронных госуслуг цифра сокращается до одного сотрудника. Министерства этого не хотят. При запуске электронной системы сразу станут видны коррупционные моменты, — считает глава общественного фонда Татту Мамбеталиева.

В то же время она отмечает, что в последние годы произошло немало положительных сдвигов. В частности, Кыргызстан первым в регионе начал переходить на цифровое вещание, «но при этом Жогорку Кенеш застрял с законом, мы технически всё сделали, а нормативных документов нет». Кроме того, смогли добиться освобождения частоты Wi-Fi от лицензии, идёт создание кадастра земли, много изменений происходит в сфере медицинского обслуживания. По сфере безопасности наши специалисты продают за границу продукты, а наши ведомства могут обмениваться друг с другом документацией. Возможно, высказанные IT-специалистами замечания членам кабмина помогут устранить существующие барьеры для развития отрасли, и Кыргызстан станет неким IT-хабом.

Мария ОРЛОВА


Справка
«КИТ-форум» — крупнейшее мероприятие в сфере информационно-комму­ника­ци­онных технологий в Кыргызстане, проводится каждые два года.
Цель мероприятия — создание платформы, которая объединит ведущих специалистов, руководителей крупных компаний в области IT, разработчиков программных продуктов и услуг, а также политических деятелей и всех желающих для обсуждения перспектив развития IT-отрасли в Кыргызстане и создания условий для этого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: