Тарифный план

Тарифный планСчета за электроэнергию за декабрь прошлого года стали для многих кыргызстанцев неприятным сюрпризом. Суммы в них оказались намного выше планируемых. Энергетики объяснили это техническими причинами — пострадали абоненты, у которых установлены «умные счётчики», а некоторые жители страны связали «сбой» с возможным повышением тарифов.

Быть или не быть

Опасения последних небеспочвенны. На прошлой неделе появилась информацию, что в Кыргызстане планируют в этом году повысить тарифы на свет и тепло. Как передало ИА «24.kg» со ссылкой на Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса (ГАРТЭК), с 1 апреля тариф для населения на тепловую энергию может вырасти с 1 тысячи 134,8 сома до 1 тысячи 615,4 сома, а с 1 августа должно подорожать на 10% и электричество. Новость сразу же вызвала острую реакцию в обществе, тем более что накануне в Нарыне прошёл митинг, на котором жители выставили два основных требования: увеличение лимита по электроэнергии и снижение цены на уголь. В настоящее время для жителей горных районов республики с октября по март лимит составляет

1 тысячу киловатт по цене 77 тыйынов за киловатт, а свыше — 2,16 сома. Последний раз тариф на электроэнергию был повышен в августе 2015 года. Тогда же говорили о постепенном повышении в 2016-2017 годах. Однако, несмотря на то, что постановлением правительства предусмотрено поэтапное повышение цен на свет и тепло, ГАРТЭК не повышало тарифы в прошлом году. В ведомстве не уверены, что в текущем удастся выполнить это решение. Уже спустя несколько часов после появления информации о повышении госагентство поспешило успокоить кыргызстанцев, сообщив, что до конца 2017 года тарифы на электроэнергию и тепло для конечных потребителей повышать не будут.

— В 2017 году тарифы повышать не будем точно, но готовим тарифную политику на 2018-2021 годы. К этому времени население должно понять, что это неизбежно, — заявил глава Госагентства по регулированию топливно-энергетического комплекса Таалайбек Нурбашев.

Он отметил, что документально решение пока не закреплено, но сюрприза для населения не будет. По его словам, нельзя повышать тарифы, когда такие низкие зарплаты. Потому как подобное решение может привести к социальному взрыву. А последний стране, готовящейся к выборам президента, просто не нужен.

Крайними стали абоненты

Если с тарифами всё более-менее понятно, то со счетами за электроэнергию ещё придётся разобраться многим кыргызстанцам. В прошлом месяце потребители электроэнергии, в домах которых установлены «умные счётчики», вдруг начали массово жаловаться на то, что им пришли нереальные счета. Некоторые абоненты вообще увидели в происходящем происки «электронного разума», дескать «умные счётчики» научились обманывать своих хозяев.

Ларчик же открывался просто. Информация с данных приборов учёта в реальном времени поступает через Интернет на сервер ОАО «Северэлектро». Происходит это через сети операторов связи. В декабре информация от абонентов, чьи агрегаты в качестве канала связи использовали «Сапатком», перестала поступать на сервер. По этой причине абонентам в конце месяца были выставлены счета по среднему показателю, то есть по потреблению предыдущего месяца, а в январе, когда всё стало работать, счета были скорректированы в соответствии с реальными показаниями счётчиков.

— Конечно, проблемы есть, с каждым клиентом мы готовы обсудить и произвести перерасчёт, если счёт выставлен неправильно, — сказал на пресс-конференции первый заместитель председателя правления Национального энергохолдинга Нурлан Садыков. Кроме того, на разницу в счёте сыграл и факт увеличения потребления электроэнергии абонентами в зимние месяцы. В частности, по сравнению с ноябрьским потреблением, в декабре абоненты использовали на 11% больше электроэнергии, увеличение потребления электроэнергии на 4,3% зафиксировано и в январе. А летнее и зимнее потребление электроэнергии разнится почти на 70%.

Заведующий сектором распределения электроэнергии и теплоснабжения ОАО «НЭХК» Рустам Садыков объяснил, что согласно «Правилам пользования электрической энергией», если у абонента по каким-либо причинам невозможно было снять показания, начисление идёт по прошлому периоду.

— Если начисление по прошлому периоду сопоставимо, то абонент не страдает, но может быть, как получилось с «Северэлектро», с наступлением холодов в декабре было большое потребление, и в выставленных счетах получилась как бы недоплата. Корректировки счетов будут производиться по реальным показателям: большинству придётся доплатить, а у кого была переплата — им эта сумма сминусуется, — объяснил он. — Также мы идём навстречу абонентам, предоставляя возможность погасить большую сумму «в рассрочку».

Правда, получить ответ на вопрос, почему абонентов, чьи агрегаты передавали данные через «Сапатком», сразу не уведомили о возможном сбое, так и не удалось. А ведь в этом случае вопросов и паники было бы гораздо меньше.

Хорошо всё на бумаге

По словам Нурлана Садыкова, «умные счётчики» начали устанавливать в Бишкеке с 2012 года. Всего же в столице установлено на данный момент 117 485 таких приборов учёта, в том числе 10 000 — промышленным объектам. На сегодняшний день умными агрегатами охвачено более 95% частного сектора города Бишкека, включая все жилмассивы.





— Раньше у нас были большие проблемы с поставкой электроэнергии именно по городу Бишкеку, возникало много неурядиц, которые сопровождались и стихийными митингами, и другими действиями. Исходя из этого, ОАО «Северэлектро» по заданию правительства приняло решение об установке счётчиков, совмещённых с автоматизированной информационно-измерительной системой контроля и учёта (АИИСКУЭ). Был получен кредит от Немецкого банка развития KFW не только на приобретение приборов учёта, но и трансформаторов, воздушных и кабельных линий. Всё это привело к значительному сокращению аварийных отключений электроэнергии: с 13-14 тысяч отключений в год до 7 тысяч. Это очень хороший показатель. Мы стараемся обеспечивать население электроэнергией в тех объёмах, какие запрашивают наши потребители, — рассказал он.

По словам энергетиков, «умные счётчики» позволяют обеспечивать бесперебойное электроснабжение, повысить качество подаваемой электроэнергии, исключить коррупцию (сговор с контролёром, например), а также перегруз электрооборудования. Дело в том, что они автоматически передают показания на сервер «Северэлектро», автоматически отключают электроэнергию в случае превышения предельной мощности, автоматически информируют о любых попытках вмешательства извне в работу прибора, а также автоматически отключают за дебиторскую задолженность и подключают после произведения оплаты. Последнее позволило, например, сократить штат контролёров и при этом добиться стопроцентного сбора платежей.

Кроме того, как отметил руководитель департамента покупки и продажи электроэнергии ОАО «Северэлектро» Тилебалы Жаныбаев, после установки «умных счётчиков» значительно сократились потери электроэнергии с 22% в 2012 году до 11,5% в прошлом, также сократились расходы на отключение/подключение должников — только на ГСМ по этой статье экономим порядка 4 млн сомов, произошло и снижение размера заработной платы контролёрам в связи с сокращением нагрузки по снятию показаний и отключению дебиторов — это ещё 4,3 млн сомов экономии в год. Все эти механизмы позволят, по заверениям энергетиков, окупить установленные приборы учёта и погасить взятые кредиты.

— Всего у нас 1,3 млн абонентов, из них 1,2 млн — бытовые потребители. В этом году планируется установить ещё 80 тыс. счётчиков. При этом новые приборы учёта не будут устанавливать повсеместно. Есть районы, где нет такой необходимости, где отсутствует стабильный канал связи — это просто нецелесообразно. Также «умные счётчики» не будут устанавливать в многоквартирных домах, так как в этом тоже нет необходимости, — разъяснил Нурлан Садыков.
Энергетики объясняют, что проект по внедрению «умных счётчиков», призванный автоматизировать весь рабочий цикл, подразумевает под собой закупку, «поставку и запуск в эксплуатацию комплексного технического решения с соответствующей коммуникационной средой и программными комплексами, и предусматривает инженерное сопровождение со стороны подрядчика всего процесса внедрения, т. е. выполнение всех работ «под ключ».

Аварийные или веерные

В памяти кыргызстанцев ещё относительно свежи воспоминания о веерных отключениях электроэнергии в 2008 году. Жители страны по шесть часов в сутки сидели без света и зачастую без тепла. Своё решение тогдашние власти объяснили попыткой накопить на зиму достаточное количество воды в Токтогульском водохранилище, хотя слухи ходили самые разные, в том числе, что веерные отключения нужны были для того, чтобы фирмы по продаже электрогенераторов, подконтрольные младшему сыну президента Максиму Бакиеву, увеличили свою прибыль.

Сейчас от такого механизма энергетики отказались полностью. Они аргументируют это тем, что в веерных отключениях просто нет необходимости.
— Раньше ввиду субъективных причин приходилось отключать абонентов. В данный момент по топливному балансу воды все наши компании работают в штатном режиме, электроэнергии достаточно, и даже есть определённый резерв порядка 300 мегаватт, которыми можем закрыть все наши потребности. Поэтому в настоящее время мы не заинтересованы в том, чтобы отключать абонентов. Даже наоборот, чем больше электроэнергии мы продадим, тем больше заработаем. Имеют место отключения в связи с ремонтными работами, какими-то аварийными случаями или человеческим фактором. В данное время ремонтных работ не проводится — только обрубка ветвей деревьев, где есть потребность. Избежать аварийных отключений полностью не получится, техника имеет свойство ломаться. Но повторюсь, у нас почти в два раза снизилось количество аварийных отключений. В текущем году «Северэлектро» запланировало в этом направлении большой объём работ, — подытожил Нурлан Садыков.

Мария ОРЛОВА


Кстати

На «умные счётчики электроэнергии» в Бишкеке поступила 171 жалоба. Об этом на встрече с журналистами сказал начальник Бишкекского энергосбыта ОАО «Северэлектро» Максат Сагындыков.
По его словам, из поступивших жалоб рассмотрели 164, из них больше половины абонентов уже заплатили за потреблённую электроэнергию. При этом неисправности приборов учёта не выявлено.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: