Разбор полётов

Разбор полётовНа этой неделе для министров экономического блока маршрут «Дом правительства — Жогорку Кенеш» можно было назвать «дорогой жизни». Руководители ведомств едва успевали передвигаться с одного совещания на другое. Оно и понятно — премьер-министр и парламентарии практически в одночасье решили-таки найти крайних в сложившейся экономической ситуации в Кыргызстане.

Парламентский комитет по бюджету и финансам приступил к рассмотрению исполнения бюджета 2016 года, и первым же требованием депутатов стало найти виновных в провале пополнения главного финансового документа страны.

Выступая на заседании, депутат Алтынбек Сулайманов напомнил присутствующим министрам, что они пообещали выполнить план по формированию доходной части бюджета, а также о том, что случается с теми, кто свои обещания не выполняет.

— В своё время Келдибекова судили за то, что не смог выполнить план на 2,2 млн сомов. А сейчас правительство миллиардами не выполняет, и никто не отвечает за это. Члены правительства обещали, что план будет выполнен, в начале года сократили его, но даже в таком виде исполнить не смогли, — констатировал народный избранник.

Почуяв, что запахло жареным, первым заявил о готовности взять на себя ответственность за провал пополнения бюджета глава Минфина Адылбек Касымалиев. Он клятвенно заверил народных избранников, что «10 февраля будет коллегия по итогам года, и тогда виновные понесут наказание». То, что эта участь постигнет министра, верится с трудом, а вот для руководителей фискальных органов (налоговой и таможенной служб), вероятно, настало время собирать вещи.
Поступок министра финансов добавил смелости остальным присутствующим. Во всяком случае первый вице-премьер-министр Мухамметкалый Абулгазиев также заявил о своей горячей готовности ответить за невыполнение плана по доходной части республиканского бюджета. Следом подтянулся и вице-премьер-министр, отвечающий за экономический сектор, Олег Панкратов.

Напомним, согласно данным, озвученным на заседании комитета, по итогам 2016 года республиканский бюджет исполнен с дефицитом в сумме 20,9 млрд сомов. Совокупность доходов составила 115 млрд 771,3 млн сомов. Расходы — почти 137 млн сомов.

Если посмотреть в разрезе, то план бюджета за 2016 год не выполнили три государственные службы. Государственная таможенная служба имеет отставание выше 23%, налоговики недобрали 42% обязательных платежей, а Фонд по управлению государственным имуществом и вовсе показал удручающий результат — 78%. Кстати, именно в ведении последнего находятся национализированные объекты, принадлежавшие ранее семье Курмабека Бакиева.

За 2016 год поступление ресурсов в республиканский бюджет составило 124 млрд 116 млн сомов, или 94,8% к плану, который составлял 130 млрд 949,4 млн сомов. Об этом в начале недели сообщил министр финансов Адылбек Касымалиев на заседании комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша.

Удручает ещё и то, что к концу 2016 года объём государственного внешнего долга Кыргызстана достиг 4 млрд долларов. По информации начальника управления государственного долга Министерства финансов Бакыта Сыдыкова, в 2016 году правительство привлекло 573 млн долларов внешних заимствований. Основная часть этих средств, а именно 532 млн, будет направлена на государственные инвестиционные проекты в части развития транспортной инфраструктуры, образования и здравоохранения. Оставшийся 41 млн долларов пойдёт на поддержку бюджета. Объём выплат по внешнему долгу на сегодня заложен на уровне 140 млн долларов. Кроме того, в 2017 году Россия обещает реструктурировать 300 млн долларов долга Кыргызстана. Ещё 13 млн спишет Германия.





Не успело закончиться заседание парламентского комитета, как в правительстве началось обсуждение главных экономических результатов 2016 года. Здесь главным докладчиком выступил министр экономики Кыргызстана Арзыбек Кожошев, который сообщил коллегам и главе кабмина о том, что главным результатом 2016 года стало пре­одоление глубокого спада национальной экономики и сохранение положительной динамики экономического роста.

— С самого начала года экономика демонстрировала нисходящий тренд. Положительная динамика стала наблюдаться лишь в августе. Однако на ситуацию в стране всё ещё влияет замедление экономического роста в России и Казахстане. На экономике Кыргызстана это сказывается через торговлю и объёмы денежных переводов в страну, — отрапортовал он.

По его словам, по итогам 2016 года объём ВВП страны составил 458 млрд сомов и вырос на 3,8%. Без учёта предприятий по разработке месторождения Кумтор реальный рост ВВП составил 3,7%. Самые высокие темпы отмечены в строительстве (7,4%) и промышленности (5,2%). Но ведь построить мало, надо чтобы объект приносил доход, то есть либо был продан, либо сдан в аренду, или хотя бы введён в эксплуатацию.

Между тем риэлторские конторы сообщают о падении цен на недвижимость. Так что, о какой тут выгоде для государства идёт речь — большой вопрос. Что же касается промышленности — то вряд ли озвученные экономические показали роста можно назвать достижением. Во всяком случае производство товаров составляет 39,2%, как и в 2015-м.

Самым конструктивным на заседании правительства было выступление вице-премьера Олега Панкратова. Он бойко рассказывал, что за все годы независимости на развитие транспортной инфраструктуры Кыргызстана привлечено 2,435 млрд долларов. Из этой суммы львиную долю составили кредиты — 2,145 млрд, и лишь относительно небольшая часть (289 млн долларов) — гранты.

— Это позволило завершить 29 крупных проектов по улучшению стратегически важных дорог. Для реабилитации дороги Бишкек — Нарын — Торугарт Кыргызстаном подписаны международные соглашения с АБР, ИБР и «Эксим-Банком» КНР. Общий объём средств на реабилитацию дороги составляет более чем 427 млн долларов, — сказал вице-премьер-министр.

Оно-то может быть и так. Но вот проблема — качество возводимых дорог оставляет желать лучшего. За примером далеко ходить не будем, достаточно взять состояние стратегической трассы Ош — Бишкек. О том, что магистраль разрушается, а за её ремонт ещё не расплатились, в своё время заявлял депутат прошлого созыва Аскар Салымбеков.

Водители, курсирующие по маршруту Ош — Бишкек, жалуются, что тоннель имени Кольбаева выглядит так, будто доживает последние дни. Внутри сооружения ужасающее средневековье. Дальше от перевала Тоо-Ашуу по Ала-Белю асфальт практически раздроблен, очень часто встречаются громадные ямы, которые затрудняют движение.

Так что, потраченные миллиарды на транспортную инфраструктуру — вовсе не показатель стабильности отрасли. Скорее наоборот. Кстати сказать, никто из чиновников так и не озвучил цифру: сколько и кому Кыргызстан вернул долгов. Больше предпочитают рассказывать о списании задолженности. И никто не задумывается о том, что каждое такое списание всё больше загоняет страну в число неблагонадёжных должников.

Максат Чынгыз уулу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: