ВИЧная проблема



ВИЧная проблемаЭксперты бьют тревогу: Глобальный фонд сократил финансирование лечения ВИЧ в Кыргызстане вдвое, в связи с чем встаёт острая необходимость принятия государственной программы противодействия эпидемии ВИЧ. В то же время эпидемиологическая ситуация в этой сфере ухудшается, и сохраняется высокий риск увеличения случаев заболевания.

В шаге от эпидемии?

— Начало 2017 года — некая точка отсчёта. Дело в том, что в 2016-м завершилась гос­программа по ВИЧ/СПИДу. Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией даст на 2018-2020 годы почти в 2 раза меньше, чем в 2014-м. Денег катастрофически не хватает. Государство обязано предоставить эти средства, иначе мы про­играем в борьбе с этой инфекцией. Если не будет финансирования, то через 3-4 года количество смертей достигнет 20 тысяч, — сказал на пресс-конференции председатель Общественного совета при Минздраве Айбар Султангазиев.

По его словам, в 2014 году правительством КР было выделено 20 млн сомов на профилактику ВИЧ на 2015-2016 годы, на 2017 и дальнейшие годы правительство ничего не предусматривает, хотя из-за сокращения финансирования со стороны Глобального фонда государство наоборот должно существенно увеличить бюджетные ассигнования.

— Нам нужно дополнительное финансирование в 350 млн сомов. Это на тот случай, если Глобальный фонд в 2018 году прекратит финансирование. Если он не прекратит полностью, то нам нужно будет порядка 150 млн сомов — это на профилактические программы и на лекарства, — отметил А. Султангазиев.

Тревоги экспертов небеспочвенны. По оценкам Всемирной организации здравоохранения и Объединённой программы ООН по СПИДу (ЮНЭЙДС), Кыргызстан входит в число семи стран мира с наиболее высокими темпами роста этого заболевания. Об этом сообщает представительство IWPR в КР. Количество ВИЧ-инфицированных за последние 10 лет увеличилось в 8 раз: с 826 случаев в 2005 году до 6 730 в 2016 году, в том числе инъекционных потребителей наркотиков — 3 223. В представительстве Программы развития ООН в Кыргызстане отмечают, что согласно информации на 1 января 2017 года, в респуб­лике зарегистрировано 7 100 ВИЧ-инфицированных, при этом за 2016 год выявлено 712 человек. Это печальный рекорд.

— Эпидемиологическая ситуация в сфере ВИЧ ухудшается, сохраняется высокий риск увеличения случаев ВИЧ. Есть вероятность, что к 2020 году будет зарегистрировано
20 000 случаев ВИЧ, а 8 000 человек могут умереть в случае несвоевременного лечения и недоступности профилактических программ, — сообщили в ПРООН.

Лучше стали выявлять

В свою очередь директор Республиканского центра «СПИД» Улан Кадырбеков отметил, что вокруг увеличения цифр наблюдается нездоровый ажиотаж. Но, по его словам, увеличение количества больных связано в первую очередь с улучшением работы по выявлению.

— На 1 января 2017 года в республике зарегистрировано 7 117 случаев ВИЧ-инфекции. Но это все лица, которые были выявлены с 1987 года. В прошлом году было выявлено 720 случаев, всего за год протестировано 362 тысячи человек, — отметил он. — Не все высокие показатели — это плохо. Они будут расти, мы должны выявить всех, кто инфицирован, но не знает своего статуса. Кыргызстан наряду с другими странами взял на себя обязательство, что к 2020 году 90 процентов людей, живущих с ВИЧ, будут знать свой диагноз. Чтобы начать лечение, нужно прежде всего найти больных людей. Большой проблемой сегодня остаётся увеличение количества больных, которые не придерживаются антиретровирусной терапии. Что в последующем, возможно, грозит увеличением устойчивых форм заболевания.

Говоря о способах распространения заболевания, Улан Кадырбеков, отметил, что половой путь продолжает держать «пальму первенства».

— Такой путь заражения составляет 55%, далее идёт парентеральный (инъекционный) путь — 26%, и вертикальный, то есть передача инфекции от матери ребёнку — 2%. Также есть группа людей с неучтёнными выявлениями, такие случаи составляют 16%. В последнюю группу входят лица, которые скрывают случайные половые связи, потребители инъекционных наркотиков не признаются в этом, боясь преследования со стороны правоохранительных органов. Так как пути передачи являются достаточно интимными, люди стараются перевести это в плоскость случайного заражения, например, у стоматолога, — сказал Улан Кадырбеков.




В то же время, он заверил, что несмотря на сокращение финансирования в 2017 году, работа по профилактике и противодействию ВИЧ не прекратится. На данный момент разрабатывается «дорожная карта» по постепенному переходу фин­обеспечения в этом направлении за счёт государственного бюджета, но пока никто не берётся делать дальнейшие прогнозы. Постепенно госфинансирование увеличивается, но не в достаточной мере.

— Самое главное, что без участия самого населения проблема будет оставаться актуальной. Сограждане должны понять: меры профилактики во многом зависят от них самих. Нужно вести здоровый образ жизни, необходимо безо­пасное поведение, — подчеркнул он.

По словам эксперта UNAIDS Ларисы Башмаковой, сложно посчитать бюджет, который закладывает государство — это «многогранная проблема, которая решается очень многими министерствами и ведомствами».

— На самом деле государство выделяет большие деньги: это и содержание службы СПИД, и вопросы тестирования, и оказание медицинской помощи. На всё это уходят время и зарплата задействованных сотрудников, плюс содержание зданий, обеспечение безопасности службы крови, медицинских процедур, — сказала она.

В Министерстве здравоохранения отмечают, что в связи с сокращением финансовых инвестиций на поддержку программ по ВИЧ-инфекции со стороны доноров правительством предпринимаются меры по постепенному переводу затрат на проведение действующих профилактических программ в стране на бюджетное финансирование. В госбюджете на 2017 год предусмотрено порядка 3 млн сомов на проведение мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД. Об этом на заседании парламента сообщил заместитель министра здравоохранения Амангельди Мурзалиев.

— Министерством здравоохранения в 2015 году выделено дополнительно 2 млн сомов (1 млн сомов на приобретение тест-систем на ВИЧ и
1 млн на программы снижения вреда: закупка игл и шприцов). В 2016 году правительство КР выделило дополнительно 20 млн сомов на реализацию мероприятий по проблемам ВИЧ-инфекции. По протокольному поручению правительства межведомственной рабочей группой проведены необходимые расчёты на затраты программ по ВИЧ-инфекции, определены приоритеты для включения в государственный бюджет и план закупок по SWAp в рамках решения своей задачи, заключающейся в выработке переходного механизма с целью постепенного отказа от донорской помощи, — говорится в сообщении ведомства.

Отметим, что в начале января Жогорку Кенеш в первом чтении одобрил поправки в закон о ВИЧ/СПИД в Кыргызстане. Проектом предлагается прописать, что порядок проведения психосоциального консультирования в связи с ВИЧ определяется правительством. По действующему законодательству, порядок проведения психосоциального консультирования определяет Министерство здравоохранения. Также из закона исключается пункт о том, что международные договоры имеют преимущество над законодательством Кыргызстана.

Сегодня ВИЧ — это не приговор для человека. Он может жить полноценной и долгой жизнью, не передавая инфекцию окружающим, создавать семью, стать родителем здоровых детей и никогда не испытать, что такое синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД). Но всё это возможно только при условии раннего выявления и безотлагательного лечения. Именно поэтому медики, НПО, международные организации говорят о том, что проблема ВИЧ требует внимания государства и общества.

Мария ОРЛОВА


Кстати
По данным Республиканского центра «СПИД», в Киргизской ССР ВИЧ впервые был зарегистрирован в феврале 1987 года у студентов лётного училища из Африки. Согласно действующему в то время закону СССР, они были сразу депортированы. С 1987 по 2000 годы в Кыргызстане было зарегистрировано 53 случая ВИЧ, из них 14 у граждан республики. Первый случай ВИЧ, зарегистрированный у гражданина Кыргызской Рес­публики, был в 1996 году у жительницы г. Бишкека, регулярно посещавшей Германию в коммерческих целях.