Крепко царство казною

Крепко царство казноюВ конце ноября 2016 года парламент Кыргызстана одобрил бюджет рес­публики на 2017 год. 23 декабря основополагающий экономический документ — Закон «О бюджете на 2017 год и прогнозе на 2018-2019 годы» — подписал президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Какие суммы планирует заработать и потратить государство в 2017 году и на что?

Новый бюджет, как и ожидалось, не принёс никаких сюрпризов. Традиционно он оказался дефицитным. Это означает, что в 2017 году расходная часть будет превышать доходную. По прогнозам Министерства финансов Кыргызской Рес­публики, разница составит 23,3 млрд сомов (относительно показателя ВВП сумма составит 4,7%). В текущем году государство рассчитывает получить в качестве доходов 126,8 млрд сомов. Расходная часть бюджета в 2017 году составит 150,1 млрд сомов.

Если говорить об ушедшем 2016-м, то за прошедшие 12 месяцев страна сумела, пусть и незначительно, но увеличить доходы в бюджет. Вместо запланированных 124,3 млрд сомов государству удалось заработать почти на 0,5 млрд больше. На текущий год планку увеличили ещё на 2 млрд.

Основными статьями дохода для республики в 2017 году по-прежнему останутся четыре категории: налоговые поступления, финансовая помощь международных институтов, добыча и производство драгоценных металлов, а также денежные переводы мигрантов из-за рубежа. На первый пункт в перспективе смогут повлиять общемировые тенденции в экономике, а также политика руководства Кыргызстана по реиндустриализации производства и реформированию в сфере сельского хозяйства. С 2014 года республика заявляет о начале развития производственного сектора, однако серьёзных подвижек официальный Бишкек не сделал до сих пор. Если говорить о горной металлургии, то абсолютное большинство денежных поступлений будет осуществляться, как и прежде, за счёт деятельности предприятия «Кумтор». Наконец, мигранты: благодаря тому, что в недавнем прошлом респуб­лика вступила в ЕАЭС, для кыргызстанцев, находящихся на заработках в России, начали действовать особые условия пребывания и регистрации, что положительно отразилось на объёме переводов. Статистика показывает: падение показателей в 2014-2015 годах сменилось уверенным ростом в 2016-м. По данным Нацбанка КР, суммы переведённых в Кыргызстан средств увеличились на 20,6%. В 2017 году резких изменений в этом секторе не предвидится.

Что касается таких показателей, как рост ВВП, то бюджет предусматривает увеличение этого порога с 2,7 до 2,9% по сравнению с 2016 годом. Своё слово в экономике Кыргызстана скажет и инфляция. В течение года, по оценкам специалистов, цены вырастут в среднем на 5,6%. Кстати, при планировании бюджета на 2017 год в Минфине за основу традиционно взяли плавающий курс доллара США. Финансовый план подготовили из расчёта, что в 2017 году американская валюта будет стоить не дороже 72,7 сома за один доллар США.

На своей шкуре

Ощутят ли на себе кыргызстанцы изменения, происходящие с бюджетом страны? Да, но незначительно. Финансирование основных бюджетных статей останется на прежнем уровне. Совсем немного увеличатся расходы государства на силовой блок — с 10,2 до 10,4 млрд сомов, а также на социальный сектор — с 44,8 до 45,6 млрд.

Прожиточный минимум в Кыргызстане в 2017 году увеличится менее чем на 10% — с 5 240 до 5 554 сомов, равно как и размер средней зарплаты по стране — с 14 350 до 15 420 сомов (по сравнению с 2016 годом показатель вырос на 7,5%).

— Работа правительства страны в 2017 году будет направлена на поддержание макроэкономической стабильности и обеспечение устойчивого экономического роста, — отмечает премьер-министр Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков. — Как и ранее, большую часть бюджета на 2017 год занимает социальный сектор — объёмы его финансирования составят около 50% от общего объёма расходов.

Почти полмиллиарда сомов пойдёт на закупку для школ республики учебников, компьютеров, мебели и обеспечение образовательных учреждений оборудованием цифрового телевещания и Интернетом. Всего на образование в Кыргызстане планируется выделить порядка 36 млрд сомов.

Помимо соцсектора правительство считает приоритетным инвестиции в энергетический сектор, строительство и реконструкцию автодорог стратегического значения «Север — Юг — 2». К этой же категории можно отнести завершение реконструкции столичной ТЭЦ и реабилитацию Токтогульской ГЭС.

На финансирование по статье «Капитальные вложения» из внутренних источников в 2017 году предусмотрено 2,9 млрд сомов, из которых дополнительно 250 млн сомов будут направлены на строительство четырёх новых лабораторий и ремонт 13-ти действующих зональных центров ветеринарной диагностики, отвечающих требованиям ЕАЭС.

— Впервые на ремонт автодорог в районных центрах за счёт республиканского бюджета предусмотрено 750 млн сомов, — дополняет сказанное
С. Жээнбеков.





Долг платежом красен

Отдельно стоит остановиться ещё на одной статье расходов госбюджета — внешнем долге. В сентябре 2016 года Международный валютный фонд выразил озабоченность тем, что республика не борется с ростом внешнего долга, и посоветовал приступить к бюджетной консолидации и сокращению дефицита. Однако в Минфине не видят опасности в сложившейся ситуации.

— В доходной части бюджета на 2016 год роста действительно не было. Причина в том, что в 2016 году были внесены изменения в налоговое законодательство в целях поддержки предпринимателей. Был сокращён налог с продаж для экспортёров, их освободили от налогов на безналичный расчёт, — поясняет министр финансов Адылбек Касымалиев. — В целом доходы позволяют покрывать расходы министерств и других госорганов. Но при дефиците бюджета денег на развитие не хватает. Поэтому нам приходится прибегать к заимствованиям у иностранных доноров.

Специалисты не раз высказывались о том, что Кыргызстану пора прекратить уповать на иностранные вливания и задуматься о развитии экономики за счёт собственных ресурсов. Называли и критическую планку — 60% от объёма ВВП. По данным на 31 октября 2016 года, размер государственного долга Кыргызстана составил 4,93 млрд долларов США. Из них 3,78 млрд приходится на государственный внешний долг, а 309 млн — внутренний. Причём негативная тенденция установилась в последнее десятилетие. Для сравнения, в 2006 году страна должна была внешним источникам всего 2,16 млрд долларов. Соответственно, за этот период сумма долга фактически удвоилась.

На сегодняшний день Кыргызстан больше всего должен Экспортно-импортному банку Китая — почти 1,5 млрд долларов. На втором месте Всемирный банк с 0,8 млрд. Далее идёт Азиатский банк развития — 0,57 млрд долларов, Российская Федерация — 0,27 млрд, Японское агентство международного сотрудничества — 0,263 млрд. Фактически, каждый из шести миллионов кыргызстанцев сегодня должен иностранным кредиторам по 47 тыс. сомов.

— Кыргызстан классифицируется как страна с устойчивым госдолгом. И это вовсе неплохо. Пока долг не превысит 60% от ВВП, Кыргызстан может привлечь еще 500 млн долларов. На данный момент он составляет 57,2%, — успокаивает общественность Бакыт Сыдыков, начальник управления государственного долга Минфина КР.

По данным ведомства, с 1 января вступил в силу Бюджетный кодекс, который отменил «правило 60 процентов». Отныне объём госдолга к ВВП будет рассчитываться в соответствии с международной практикой.

— По международным стандартам есть три ограничения. Объём госдолга к ВВП по приведённой стоимости в международной практике — 37,8% (госдолг КР по этому показателю сейчас составляет 33%); объём внешнего долга к доходам бюджета: международный стандарт — 250% (у Кыргызстана — 170); сумма обслуживания госдолга к расходам бюджета: международный стандарт — 20% (у Кыргызстана — 8). У нас есть возможность получить и обслужить ещё порядка 500 млн долларов, — поделился своими заключениями на итоговой пресс-конференции в конце декабря министр финансов КР Адылбек Касымалиев.

Как уже говорилось выше, Кыргызстану для поддержки бюджета периодически переводят средства. Россия, например, регулярно перечисляет на эти цели десятки миллионов долларов. Более того, с 2016 года Кремль списывает с Кыргызстана ежегодно по 30 млн долларов госдолга в соответствии с подписанными в 2012 году двусторонними соглашениями. По прогнозам специалистов, к 2026 году Кыргызстан сумеет закрыть задолженность в 270 млн долларов перед Россией. Однако расслабляться не стоит. По словам министра финансов, пик выплат придётся на период с 2024 по 2031 годы. Ежегодно только на обслуживание госдолга будет уходить от 250 млн до 300 млн долларов.

— Но я хотел бы привести и другие цифры. В 2010 году доходы бюджета составляли 49 млрд сомов, в 2016 — уже 124 млрд. То есть за шесть лет в три раза выросла доходная часть. Соответственно, к 2024 году ВВП и доходы также увеличатся. Я думаю, к тому времени они позволят выплачивать кредиты, — заключил Касымалиев.

Очередной шаг навстречу должнику сделал и Международный валютный фонд. В декабре 2016 года МВФ одобрил выделение Кыргызстану 13 млн долларов в рамках поддержки государственного бюджета. Безусловно, выделяемые средства — лишь капля в море, однако и эти деньги для задолжавшего Кыргызстана не будут лишними. Всего за три года (а именно на столько рассчитана программа МВФ по поддержке госбюджета КР) Кыргызстану планируется списать 51,5 млн долларов.

Игорь Барков


Кстати
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: