Заплатка для казны

В 2017 году Счётная палата республики намеревается провести два самых непредсказуемых аудита — проверку законности финансовых расходов на Верхне-Нарынском каскаде ГЭС и на проведение II Всемирных игр кочевников. Результаты проверок интригуют уже сейчас.

Что скажет партия

На ревизиях настаивают как парламентарии, так и представители ряда неправительственных организаций. Глава Счётной палаты (СП) Улукбек Марипов пообещал, что выводы по обоим аудитам будут объективные.

Хотя именно по этому поводу есть сомнения. Дело в том, что аудиторы Счётной палаты, согласно пока ещё действующей девятой Конституции Кыргызстана, назначаются по рекомендации партий, входящих в состав законодательного органа власти. И как знать, может случиться так, что члены партии, которые выдвинули того или иного аудитора, могут не согласиться с выводами своего выдвиженца. Тогда перед ревизором станет дилемма: либо следовать линии партии, либо — букве закона? К сожалению, часто бывает, что эти два направления противоположно отличаются друг от друга.

Кстати сказать, отвечая на вопрос об оказании давления на аудиторов со стороны кого бы то ни было, Улукбек Марипов полностью исключил подобную возможность и клятвенно заверил, что во время нахождения его в должности главы СП никаких «рекомендаций» по поводу того или иного аудита не поступало.
— Согласно законодательству, аудиторы перед началом деятельности сдают свои мандаты и работают без партийной принадлежности. Кроме этого, мы каждый ревизионный материал проводим через Совет, который существует при Счётной палате. В этом случае сложно как-то повлиять на ситуацию в чью-то пользу. Кроме того, с 2017 года мы внедряем программу «1С», которая позволит наблюдать, как наши инспекторы на местах проводят проверки. Сотрудники СП должны будут ежедневно предоставлять отчёты о проделанной работе и вводить данные проверок в специальную программу. Если кто-либо из них на следующий день безосновательно захочет внести какие-то изменения в отчёт предыдущего дня, мы это увидим, — сказал он.

Напомним, депутатскую комиссию по изучению проекта создали в январе 2016 года после денонсации соглашения с Россией о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС. «Русгидро» сообщило, что успело потратить на стройку 37 млн сомов. Парламентарии сомневаются, что проведённые на объекте работы потянут на такую сумму.

Что же касается II Всемирных игр кочевников, то по данным Министерства финансов КР, на их проведение было выделено более 300 млн сомов. Из них 284,4 млн получило Государственное агентство по делам молодёжи, физической культуры и спорта. Правда, из этой суммы (в связи с неосвоением) было возвращено в казну 57,6 млн сомов. Министерство культуры, информации и туризма КР получило 37 млн сомов, из которых 9 млн вернулись в бюджет. Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства получило более 1,5 млн сомов, и ещё 3 млн было перечислено Министерству внутренних дел на обеспечение охраны общественного порядка во время проведения игр. Вот этим ведомствам, судя по всему, и предстоит отчитываться за расход денег. Правда только бюджетных. Что касается спонсорской помощи, то Счётная палата проводить здесь проверки не может, если для этого не появятся основания.

Сом на ум пошёл?

Однако вернёмся к делам нашим скорбным — финансовым нарушениям, которые ежегодно атакуют бюджет. Меньше, к сожалению, их не становится, а процент возмещаемого ущерба оставляет желать большего.
Отчитываясь в своё время перед парламентариями, Улукбек Марипов утверждал, что «при проверке некоторых госучреждений выявляются нарушения на миллионы сомов». За пять лет СП КР провела 13 082 проверки, выявлено финансовых нарушений на 10,9 млрд сомов, восстановлено в бюджет всего 6,8 млрд сомов.

Например, в Баткенской области из-за махинаций чиновников местные бюджеты потеряли 9,5 млн сомов. Недостачи были обнаружены в ходе аудита местных бюджетов Баткена, Баткенского и Ляйлякского районов за 2014-2015 годы и Кадамджайского района за 2015 год. В Баткене установлены нарушения на 1,132 млн сомов. В том числе нарушения и недостатки при расходовании средств — 940 тыс. сомов. Из них необоснованные выплаты зарплат превысили 305 тыс. сомов, а сокрытие дебиторской задолженности дошло почти до полумиллиона.





В Баткенском районе нарушения потянули на 2 млн 513,3 тыс. сомов. Среди них нецелевое использование бюджетных средств, списание материальных ценностей и денег, использование спецсредств, минуя систему казначейства, нецелевое использование бюджетных средств (1 млн 28,5 тыс. сомов).
Аудит в Ляйлякском районе выявил нарушения на 3 млн 449,5 тыс. сомов. В том числе недостача и хищения — 3 млн 256,7 тыс. сомов. Не отстаёт по махинациям Кадамджайский район. Здесь бюджет нагрели почти на 2,5 млн сомов.

Многочисленные финансовые нарушения ревизоры выявили в ходе проверки использования бюджетных и специальных средств в Министерстве образования и науки и его подведомственных структурах за 2014 год. В их числе необоснованное списание материальных ценностей и выплата заработной платы.
Также отмечается, что материально-техническое оснащение общеобразовательных школ остаётся на низком уровне. Обеспеченность учебниками составляет 70%, мебелью — 80. Парк компьютерной техники в школах нуждается в существенном обновлении и подключении к сети Интернет.

По итогам 2015 года дебиторская задолженность госучреждений по подрядным работам составляла более 1 млрд сомов. То есть, если верить ауди­торам, подрядчики получали необходимое финансирование, но не завершали полностью работу, из-за чего задолженность госорганов росла в геомет­рической прогрессии.

В общей сложности по итогам проверок финансовой деятельности организаций за 2015 год в правоохранительные органы направлено 82 материала для возбуждения уголовных дел на общую сумму в 444 млн сомов. Около 50 материалов передано в органы прокуратуры, 9 направлено в Государственный комитет национальной безо­пасности (ГКНБ), ещё 7 в МВД, и 16 — в Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями (ГСЭП). Кроме этого, 10 материалов с суммой ущерба около 13 млн сомов находятся на стадии рассмотрения в судах.

Есть ещё один нюанс проверки законности траты казённых денег. Правда о нём предпочитают умалчивать. Речь идёт о правоохранительных органах и силовых структурах. Бюджеты этих ведомств хранятся за семью печатями. Кто знает, как тратятся средства, находящиеся под грифом «Секретно»?
По этому поводу Марипов заявил, что в бюджетах силовых ведомств есть закрытые статьи расходов и открытые. Эти правила оговорены в специальном законодательстве, и никто без надобности не имеет права озвучивать то, что запрещено по закону. Однако, что касается информации, не составляющей государственную тайну, то здесь никаких ограничений нет.

Скинулись на новый кошелёк

Неоправданно быстро парламентарии приняли бюджет на 2017 год. Депутаты проголосовали за него сразу во втором и третьем чтениях. Законопроект поддержали 103 народных избранника, трое высказались против.

По информации правительства, доходы на 2017 год прогнозируются на уровне 126,8 млрд сомов, расходы — 150,1 млрд сомов, дефицит бюджета — 23,3 млрд сомов. Также одним махом депутаты поддержали поправки в бюджеты 2015 и 2016 годов. Без лишних споров и разговоров.

Более того, одна из фракций вообще решила сильно не заморачиваться по этому поводу и рассмотрела документы лишь в первом чтении. Ну как бы то ни было, в новый год Кыргызстан вступает с уже утверждённым главным финансовым документом страны, и за его исполнением, начиная с 2017 года, Счётная палата будет следить более бдительно. Согласно этому документу, СП наделяется исключительными полномочиями по проверке использования бюджета. В частности, если будут выявлены серь­ёзные финансовые нарушения, можно внести предложение в правительство и освободить от занимаемой должности руководителя ведомства-нарушителя.

Что же касается уходящего года, то, как и в прошлом, траты оказались больше поступлений. За 9 месяцев 2016-го доходы республиканского бюджета составили 87,7 млрд сомов, что на 4,4% (на 3,6 млрд сомов) больше прошлогоднего показателя. Общий объём налоговых поступлений составил 57 млрд 740,9 млн сомов, что на 3,5% меньше запланированного. В том числе налоговики собрали 36 млрд 491,5 млн сомов, что больше чем на 5% меньше запланированного, а Таможенная служба пополнила казну на 21 млрд 249,4 млн, не дотянув до плана чуть меньше одного процента.

Людмила БЕСЕДИНА


Справка
Счётная палата является независимым высшим органом государственного аудита. Счётная палата Кыргызской Республики была образована в октябре 1996 года на основании принятого Жогорку Кенешем соответствующего закона, как правопреемница Контрольной палаты КР. В своей деятельности она подотчётна президенту и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: