Люди не в счёт

Жалобы пассажиров на транспортный коллапс остаются без внимания. Очередной столичный мэр обещает заменить маршрутные такси на автобусы большой вместимости, но дальше слов дело не идёт уже который год.

Заложники ситуации

Будний день, восемь утра. На Аламединском рынке скопление маршруток. Приехавшие из пригорода пересаживаются на нужные бусы и продолжают движение. В одном из таких оказалась старушка лет 70-ти. Протянув водителю пятак, она пытается устроиться на сидении.
— Женщина, а где ваше пенсионное? — строго вопрошает водитель.

Престарелая пассажирка роется в сумке, находит требуемый документ и показывает.

— А где вкладыш? Без него не повезу. Да и вообще, ещё 8 утра. А пенсионерам за 5 сомов можно ездить только с 9, и то только тем, у кого бишкекская прописка. Приезжие оплачивают полную стоимость. Так что выходите, — резюмировал шофёр.

Сердобольные пассажиры доплатили за бабульку недостающие пять сомов и пожурили водителя.

Это история одна из многих. Можно, конечно, рассказать о том, как хамят, а бывает и матерят пассажиров. Куда тут жаловаться? Ну разве что свой гнев выплеснуть в соцсети. Недавно по телевидению прошла передача, где депутаты городского кенеша взахлёб рассказывали, какие они молодцы, и как они общаются с горожанами. Шёл разговор и о транспорте. В который раз были услышаны одни обещания. А горожане по-прежнему остаются заложниками ситуации.
Так уж сложилось, что в Бишкеке основной вид транспорта составляют маршрутные такси. По официальной информации, в столице зарегистрировано более полутора тысяч микроавтобусов, занятых перевозкой пассажиров.

Только за последний месяц на телефон «горячей линии» мэрии Бишкека поступило больше сотни жалоб на грубость шофёров бусов, грязь в салонах, нарушение правил дорожного движения (ПДД), отклонение от маршрутов и так далее.

Вот и предложили горожане, в случае увольнения водителя за хамство и постоянные нарушения на дороге, внести его фамилию в «чёрный список», чтобы его больше нигде не принимали на работу, связанную с обслуживанием пассажиров.

Людей возмущает громкая музыка в салоне, проезд мимо остановок, курение водителя, постоянные разговоры по телефону.

В погоне за очередным пассажиром они обгоняют друг друга, при этом нарушая скоростной режим. Сделать замечание — себе дороже. В ответ можно услышать много «приятных» слов.

«Частенько приходится ездить на частных маршрутках, но такого ужаса, который случился на днях, не испытывала. За рулём бусика находился молодой человек. Едва пассажиры успели зайти в салон, он рванул с места так резко, что мы чудом не свалились. На следующей остановке он врезался в бордюр, хорошо, что люди стояли чуть дальше. На каждом перекрёстке с замиранием сердца следили за движением встречного автотранспорта, поскольку водитель нашей маршрутки то и дело норовил обогнать другие машины, выехать на чужую полосу и вообще постоянно нарушал правила. Такое ощущение, что молодой человек никогда их не изучал, а водительские права просто купил или позаимствовал. Не удержалась, сделала ему замечание. В ответ услышала: не нравится — сиди дома, не езди», — написала в мэрию жительница Бишкека Любовь Белякова.

В управлении дорожно-патрульной службы ГУВД города Бишкека сообщили, что за 9 месяцев 2016 года с участием бусиков только в столице было зарегистрировано свыше 10 тысяч нарушений правил дорожного движения. Погибли четыре человека, 82 получили травмы различной степени тяжести.
— Водители маршрутных такси видят перед собой только 10 сомов и останавливаются в неположенных местах, лишь бы подобрать пассажиров, создавая тем самым аварийные ситуации, — рассказал глава ДПС столицы Нурдин Насыркулов. — Беда в том, что владельцы автотранспортных предприятий, за кем закреплены маршруты, не несут никакой ответственности ни за техническое состояние автомобиля, ни тем более за поведение водителя. Ну уволят его за грубость, он устроится в другое место.

Кстати сказать, в прошлом году доведённая до отчаяния жительница Бишкека Жибек Орозбекова подала в суд на правительство за «бардак в маршрутках». К сожалению, слуги Фемиды долгое время не могли вынести решения по этому поводу, а потом и вовсе отказали в иске Орозбековой.

Стучит, гремит, отваливается

О техническом состоянии микроавтобусов, занимающихся пассажирскими перевозками, нужно вести отдельный разговор. К тем, кто занимается извозом на дальние расстояния, особых претензий нет, чего нельзя сказать о городских бусах.

Согласно существующим требованиям, каждый год автотранспортные средства, которые осуществляют транспортировку людей, обязаны проходить технический осмотр. Если раньше этим занималось специальное подразделение ДПС, то сейчас проверяют техническое состояние исключительно на частных станциях техобслуживания. Как там проходит эта процедура — можно судить по состоянию частного автотранспорта, работающего на маршрутах.
По данным ДПС УВД столицы, в прошлом году 60 ДТП произошло по причине плохого технического состояния маршруток.

— Не надо вдаваться в подробности состояния двигателя или каких-то других деталей, достаточно просто заглянуть в салон, — пояснила глава общества защиты потребителей «Бишкек» Лариса Якубенко. — Грязные сиденья, на которые просто страшно садиться. Причём не только из-за их санитарного состояния, а просто потому, что это сделать физически невозможно даже ребёнку. Расстояние между рядами кресел очень маленькое. Между тем, согласно техническим регламентам, оно должно быть такое, чтобы любой человек, пусть даже с большими габаритами, мог свободно занять сидячее место.





Кстати, о технических регламентах. Такие действительно существуют, и утверждены они были ещё в 1999 году. В них также оговорено максимальное число пассажиров, которое может перевозить та или иная марка микроавтобуса. Однако в 2011 году контролирующие полномочия у ДПС были отобраны. И ездят теперь бусы забитые людьми под завязку.

Как-то в ДПС попытались было материально наказывать водителей бусов за «перегруз», так последние устроили забастовку. Причём без предупреждения. Многие горожане в тот день не смогли попасть на работу. Властям были выдвинуты требования повысить оплату и отменить штрафы. В срочном порядке пришлось искать компромисс. В итоге стоимость проезда осталась прежней, а вот от санкций пришлось отказаться.

Ко всем имеющимся грехам для некоторых перевозчиков давно стало нормой отклоняться от утверждённых мэрией направлений. Так быстрее. Спрашивается, зачем тогда вообще нужно было разрабатывать эти самые маршруты?

Не так давно эсдековец Марат Аманкулов заявил, что для решения вопроса с безопасностью дорожных перевозок в Бишкеке необходима политическая воля.
— В первую очередь контроль нужен за водителями маршруток, потому что участниками ДТП зачастую становятся именно они. Если ты занимаешься пассажирскими перевозками, у тебя двойная ответственность. А мы видим за рулём маршруток молодых ребят, наблюдаем, как они устраивают гонки, нарушают правила, — констатировал депутат.

Кстати, согласно постановлению правительства, допуск к управлению автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров (категория «D»), дается лицам, достигшим 21 года и имеющим непрерывный водительский стаж не менее четырёх лет.

Кроме того, по мнению народного избранника, необходимо усилить ответственность — и водителей, и пешеходов, и тех организаций, которые выдают водительские права.

Сами виноваты

Между тем водители маршрутных такси, узнав об инициативе горожан о «чёрном списке», предложили последним «посмотреть сначала за собой». Больше всего водителей возмущает, когда горожане, зайдя в транспорт, толпятся у дверей, не желая проходить внутрь салона, или просят остановить в неположенном месте.

Некоторые шофёры придумали для своих клиентов памятки:

«Где-то здесь не останавливаю», «Тише скажешь — дальше выйдешь», «Дверью хлопают только ослы» и так далее.

Свои ответы у водителей есть и на претензии Дорожно-патрульной службы. В районах крупных торговых центров и рынков подъехать к обозначенной остановке автотранспорта и высадить пассажиров на остановке практически невозможно из-за припаркованных там частных такси.

Владельцы микроавтобусов недоумевают, почему же сотрудники ДПС в упор не замечают этого безобразия?

Немало замечаний и к городской администрации. Ведь прежде чем требовать соблюдения правил дорожного движения, нужно, наверное, привести в порядок сами дороги. Или на худой конец, хоть разметку сделать.

Кстати сказать, группа республиканских парламентариев поставила перед собой цель если не решить транспортные проблемы крупных городов страны, то по крайней мере их уменьшить. Для этого они попытаются провести ревизию уже имеющегося законодательства. В случае необходимости планируется внести поправки либо же принять какие-то новые нормативы, касающиеся работы транспорта.

Кстати, несколько лет назад на общественном транспорте столицы планировали установить GPS-навигаторы. Как рассказал Марат Аманкулов, ещё во время его руководства Бишкекским горкенешем столичные депутаты разработали положение о проведении тендеров на пассажирские перевозки, где во главу угла поставили интересы граждан.

— Мы обязывали компанию-перевозчика брать на себя страхование пассажира. То есть в случае ДТП фирма должна была принимать на себя финансовые расходы. Также обязывали водителей и хозяев бусов содержать салон в чистоте, ставить кондиционеры, GPS-навигаторы, видеорегистраторы… Этот документ мы разрабатывали два года, но в итоге постановлением №50 мы его приняли. Увы, оно не работает до сих пор. Разбираться, почему документ не вводят в действие, должны члены БГК. Перевозка горожан сегодня является очень доходным бизнесом, за маршрут идёт страшная война. Поэтому владельцы компаний, занимающихся пассажирскими перевозками, обязаны обес­печить комфортные условия. «Маршрутки не должны быть старше своего срока эксплуатации, в них должно быть 18 мест, кондиционер, GPS-устройство, — сказал Марат Аманкулов.

Ещё летом мэрия объявляла открытый конкурс по распределению маршрутов города Бишкека. По данным пресс-службы муниципалитета, согласно решению комиссии конкурс должен быть проведён поэтапно с выставлением по десять лотов (маршрутов) через каждую неделю. Всего будет выставлено 123 маршрута. Завершить конкурс планировалось в сентябре 2016 года. При этом его должны были провести несколько лет назад, после того как городские депутаты разработали и утвердили специальное положение. Вице-мэр, курирующий данный вопрос, Геннадий Милицкий ещё осенью 2015-го заявлял, что это «первоочередной вопрос, поскольку он вне правового поля».

Однако открытый конкурс по распределению маршрутов в Бишкеке отложили до решения суда. Перевозчики обратились в Межрайонный суд с исковыми требованиями о признании Положения о распределении маршрутов недействительным. Пока вопрос так и не решён.

Людмила Беседина


Справка
В Кыргызстане за 9 месяцев 2016 года зарегис­т­рировано 4 162 дорожно-транспортных происшест­вия.
Как отмечают в МВД, по сравнению с январём-сентябрём 2015 года число ДТП снизилось на 19,4%. Число погибших уменьшилось на 15,7%, получивших травмы — на 16,4%.
Всего в республике выявлено 504 339 нарушений правил дорожного движения. В республиканский бюджет от штрафов поступило 258 309 105 сомов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: