Трасса в копеечку



Почти 40 процентов внешнего долга страны составляют кредиты, взятые на строительство дорог, которое пока никак не окупается.

Всегда чего-то не хватало

Такие данные привёл во время встречи «Без галстуков» в Жогорку Кенеше глава комитета по транспорту и архитектуре ЖК Марат Аманкулов (СДПК). Выход нардеп видит в введении в стране платы за проезд.

Собственно, ничего нового в данном предложении нет. О платном проезде заговаривают с «завидной» регулярностью. В прошлом году, например, подобную же мысль озвучивал бывший тогда министром транспорта и коммуникаций Калыбек Султанов. Он заявил, что для погашения кредитов, выделенных на реабилитацию дорог, можно ввести плату за них, но для этого нужно иметь хорошие и альтернативные трассы. А вот с последними у нас негусто, например, север и юг страны связывает единственная дорога, альтернативный маршрут пока только строится.

В ведении Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызстана более 19 тысяч километров дорог. Ещё около 15 тысяч километров приходится на промышленные предприятия, угольные разрезы, рудники. На их содержание, реабилитацию и реконструкцию необходимо выделять средств в пять раз больше, чем сегодня. В противном случае, как утверждают специалисты, республика будет безвозвратно терять до 200 километров автодорог в год. А строительство новых стоит очень дорого. Да и обслуживание — дело не из дешёвых. По данным специалистов, периодический ремонт необходим раз в 2-3 года (или хотя бы раз в 5 лет), реабилитация — раз в 7-8 лет, реконструкция — раз в 12-15 лет, строительство — раз в 18 лет.

Километраж в кармане

Но вернёмся к вопросу. Стоит отметить, что ещё в 2004 году депутаты Законодательного собрания парламента в первом чтении приняли Закон «О платных автомобильных дорогах». Будучи первым вице-премьером, министром транспорта и коммуникаций Кубанычбек Жумалиев подчеркнул, что «принятие данного закона будет способствовать сохранению существующей сети автомобильных дорог и обеспечит финансирование мероприятий по улучшению их технического состояния». В 2008 году премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов подписал постановление о проекте Закона «О платных автомобильных дорогах». В обосновании к документу говорится, что пока, к сожалению, дорожная сеть республики по качественным показателям не соответствует требованиям автотранспорта и задачам реформирования экономики, хотя объёмы перевозок растут из года в год. В результате качество кыргызских дорог вполне может стать реальным препятствием для экономики и роста внешней торговли.

Дорожный расчёт

В соответствии со статьёй 64 Конституции Кыргызской Республики правительство решило одобрить законопроект и направить на рассмотрение в Жогорку Кенеш. Однако депутаты выступили против. В частности, Николай Байло выс­казал мнение, что Кыргызстан не может себе позволить платные автомобильные дороги. По его словам, учитывая тяжёлое социальное положение населения, новый налог может спровоцировать напряжённость в обществе. В этой связи депутат предложил ввести дифференцированную плату в зависимости от марки автомобиля. В свою очередь депутат Роман Шин предлагает взимать плату только с параллельных альтернативных дорог для того, чтобы у водителей была возможность выбора.




На сегодняшний день единственная платная дорога в стране — это автотрасса Бишкек — Ош. На стационарных пунк­тах на севере и юге страны взимается дифференцированная плата с каждой проезжающей автомашины. С легковых автомобилей — 1 доллар США, а с автобусов и грузовых автомобилей — до 5 долларов.

О строительстве платных дорог говорили в 2011 году. В частности, об этом на заседании комитета по международным делам и межпарламентскому сотрудничеству сообщил министр транспорта и коммуникаций Эркин Исаков.

— В рамках государственно-частного партнёрства прорабатывается вопрос о строительстве частных дорог. Мы сейчас рассматриваем участок с 9 км до выхода на основную трассу автодороги Бишкек — Нарын — Торугарт. Её уже можно рассматривать как платную. Намерения по строительству частных дорог у Минтранса есть. Вопрос лишь в создании нормативно-правовой базы, — сказал тогда глава Минтранса.

Тогда профильным министерством даже был разработан проект платных дорог Базар-Коргон — Кызыл-Унгур — Саргата и Бишкек — Кара-Балта общей стоимостью 240 млн долларов. Планировалось, что первая трасса протяжённостью 120 км станет альтернативой уже существующей Бишкек — Ош и сократит её на 83 км.

А спустя три года руководитель группы реализации инвестиционных проектов при Минтрансе Кубанычбек Мамаев сообщает, что в Кыргызстане не планируется вводить платные дороги. По его словам, этот вопрос пока даже не обсуждается.

И вот вновь «старые песни о главном». Быть или не быть платным дорогам в Кыргызстане? Учитывая скандалы, сопровождающие строительство и реабилитацию дорог, вряд ли стоит ожидать положительной реакции населения на подобные инициативы. Последний скандал с тендером на реконструкцию автодороги Бишкек — Кара-Балта обрастает новыми подробностями. Азиатский банк развития диктует свои условия, но отвечать в случае чего будет правительство Кыргызстана. А реконструкция автодороги Балыкчы — Корунду так вообще стоила кресел прошлому созыву кабинета министров.

Мария ОРЛОВА


Между тем
Стратегическая трасса Ош — Бишкек, на ремонт которой был взят кредит почти в полмиллиарда долларов (и его до сих пор не вернули), снова срочно нуждается в ремонте.
Как говорят водители, за последний год дорожное полотно на ней сильно ухудшилось, сплошные кочки и ухабы. Трасса разрушается с каждым днём, а за полтора десятка лет там не было проведено ни одной капитальной реконструкции. Несмотря на то, что это пока единственная дорога, соединяющая север и юг Кыргызстана, а ежедневно по ней проезжает свыше ста тысяч машин. На что тратятся деньги, поступающие от её использования — неизвестно. По некоторым расчётам, только официальные доходы там в сутки составляют более миллиона сомов.

Цитата
Вице-премьер-министр Олег Панкратов:
«Из-за нехватки средств Кыргызстан ежегодно теряет до 200 километров дорог».