От эффекта до дефекта

Депутаты парламента намереваются заставить каждое ведомство республики отчитаться о работе за четверть века.

Каждому по заслугам

Соответствующее постановление под названием «О некоторых вопросах подготовки и проведения мероприятий, приуроченных к 25-летию независимости КР» одобрено на заседании комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша.

Автором документа выступила парламентская фракция «Ата Мекен». Её лидер Омурбек Текебаев считает, что 25 лет можно назвать рубежом, который показывает, чего достигла страна.

— Это горизонт, где мы видим наши прошлые шаги, наши будущие цели, и правильная оценка пройденного пути позволит нам обозначить будущий курс развития государства, — подчеркнул он.

Согласно документу, госструктуры должны представить парламенту и гражданам КР отчёты за каждую пятилетку с указанием достижений, промахов и с анализом проведённой работы.

Можно представить, какой ажиотаж сейчас поднялся в министерствах и ведомствах, скольких сотрудников оторвали от исполнения своих прямых обязанностей для того, чтобы те засели за отчёты, анализ и составление справок.

По всей вероятности, работа будет проведена колоссальная, только загадкой остаётся то, зачем она нужна. Непонятно и то, кто и по каким параметрам будет оценивать эффективность или провал работы того или иного ведомства, и что уж самое интересное — будут ли, в случае чего, наказаны виновные и как?
Напомним, ежегодно парламент заслушивает отчёты о работе ведомств и правительства в том числе, и практически всегда, за редким исключением, парламентарии ставят оценку «удовлетворительно».

Посчитали — прослезились?

Между тем пока трудно представить, что какая-либо из госструктур согласится честно рассказать о неэффективности своей работы.

Взять, к примеру, одно из самых больших по штатной численности — Министерство внутренних дел. Здесь за время независимости сменилось около 30 министров. Лишь некоторые задерживались в должности на длительный срок. В основном тот или иной министр занимал должность главного милиционера страны год, были и такие, что пробыли в министерском кресле лишь несколько месяцев, а то и дней. Особенно час­то менялось руководство МВД в послереволюционный период. Понятно, что в этом случае о какой-либо эффективной работе говорить сложно. Тем более что реформа этого ведомства продолжается и по сей день.
Кстати сказать, буквально на днях премьер-министр Сооронбай Жээнбеков провёл совещание опять по вопросам реформирования системы правоохранительных органов. Правда, теперь уже в целях реализации июльского решения Совета обороны КР. Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Жениш Разаков представил информацию о планах по реализации комплекса мер перестройки системы правоохранительных органов, презентовал теперь уже генеральную схему по реформированию (другие, видимо, дали сбой в работе).

Он подчеркнул, что реформа, реализуемая во исполнение решений Совета обороны Кыргызской Республики, будет направлена на оптимизацию деятельности правоохранительных органов страны, а одной из главных задач проводимой реформы должна стать минимизация коррупционных проявлений в деятельности право­охранительных органов и повышение уровня доверия к ним со стороны населения.

Так и хочется спросить, а раньше-то реформы на что были направлены?

Не менее проблематичным может быть отчёт об эффективной деятельности и у ряда гражданских министерств. Например, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и мелиорации. Эта структура за четверть века даже название меняла несколько раз, не говоря уже о руководстве. Как же реально обстоят дела в сельском хозяйстве страны?

Ситуация в аграрном секторе республики из-за откровенно бездарного отношения к сельхозугодиям с каждым годом всё больше приближается к критической. По информации Республиканской почвенной агрохимической станции, деградация земель в Кыргызстане превышает 15%. При этом больше половины орошаемых земель подвержены эрозии, засолённость составляет 12%, а каменистость доходит до 30%.





Согласно данным Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызстана, на начало 2015 года в республике насчитывалось 357 тыс. крестьянских хозяйств. Однако лабораторный анализ почвы проводят лишь 0,2% от этого числа. Тогда как специалисты утверждают, что эту процедуру следует проводить ежегодно, чтобы в случае выявления каких-либо отклонений в химическом составе почвы можно было принять меры.

Да и сам глава ведомства Турдуназир Бекбоев признаёт, что фермеры к рекомендациям специалистов Минсельхоза по ведению хозяйства практически не прислушиваются. О какой эффективности работы ведомства можно говорить в этом случае?

Не совсем ладно и с культурной сферой. Основная стратегическая цель работы Министерства культуры — обеспечить развитие творческого потенциала нации, сохранение культурных ценностей, традиций и наследия народа как ресурса духовного развития и патриотического воспитания подрастающего поколения, а также приобщения к мировой культуре.

Однако согласно среднесрочному прогнозу бюджета на 2017-2019 годы оказалось, что в республике за 25 лет так и не смогли разработать методику учёта того, сколько и чего находится в культурных запасниках страны.

— Отсутствие электронного государственного каталога влечёт за собой факты утраты, пропажи, хищения культурных ценностей, принадлежащих Кыргызстану. Сущест­вующие нормы, регулирующие порядок организации работы и закрепления ответственности по обеспечению сохранности музейных ценностей, рассеяны, нет единого внутреннего нормативно-правового акта. Материально-техническая оснащённость экспозиционных залов не может обеспечить сохранность музейных предметов. Сигнализация и видеонаблюдение залов, оборудование музеев морально устарели. Ни в одном музее республики нет реставрационной лаборатории, что обусловлено нехваткой соответствующих кадров и отсутствием материально-технической базы. За годы независимости республика так и не смогла обзавестись собственным специализированным музыкальным издательством, что привело к нехватке нотных материалов, партитуры переписывались вручную, некачественно, в связи с чем клавиры и партитуры кыргызских классических произведений находятся на грани исчезновения, — говорится в документе.

Виновных нет

Ситуация в других министерствах и ведомствах выглядит не лучшим образом, и сложно поверить в то, что народные избранники об этом не знают, раз решили заставить министерства и ведомства отчитаться об их эффективной работе за 25 лет.

Говоря об эффективности работы государственных учреждений, хочется отметить одну закономерность: никто из освобождённых от занимаемой должности чиновников ещё не признал свои ошибки в управлении тем или иным ведомством. Зато когда им всё же предстояло расстаться с должностью по отрицательным мотивам, они чаще всего перебазировались в стан политической оппозиции, где уже наперебой рассказывали, как несправедливо обошлись с ними.

Об эффективности госаппарата в последние пять лет, когда на руководящие должности в министерствах и ведомствах назначаются отнюдь не по профессинальным качествам, а по партиной принадлежности, вообще говорить не приходится. Да и тому или иному министру не досуг думать о нуждах отрасли, главное соблюсти партийные указания.

Людмила БЕСЕДИНА


Кстати
За 25 лет независимости структура правительства в Кыргызстане менялась больше 20 раз. За этот же период в республике сменилось 29 премьер-министров. Из всех глав кабмина меньше всего этой структурой руководил Азим Исабеков. Он был назначен на должность 29 января 2007 года, а освобождён 29 марта того же года. Дольше всех на посту главы правительства пребывали Апас Джумагулов (14 декабря 1993 г. — 14 марта 1998 г.) и Николай Танаев (22 мая 2002 г. — 25 марта 2005 г.). Остальные покидали пост премьер-министра, пробыв в этой должности максимум полтора года.
На настоящий момент в республике действуют 11 министерств, 4 государственных комитета, 11 государственных служб и 6 фондов и государственных инспекций.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: