Инь и ян. И никаких гаремов

Инициативу ввести такую норму в Основной закон предложили депутаты одной из партийных фракций Жогорку Кенеша.

Закон написан

Напомним, что в Уголовном кодексе КР существует статья, согласно которой предусмотрена ответственность за многожёнство. Однако несмотря на это, по данным депутатов, фактов, когда мужчина имеет по несколько семей, в респуб­лике достаточно.

— Мы говорим, что семью могут создавать только мужчина и женщина. Но ведь бывает, что мужчина, не разводясь с первой женой, приводит вторую и даже третью, причём заводит детей, которые носят его фамилию, хотя это и не совсем законно, — пояснил депутат парламента Камчибек Жолдошбаев.
Между тем, по данным Генеральной прокуратуры КР, уголовные дела по таким фактам за 25 лет возбуждались лишь дважды, и то по ним были вынесены приговоры, предусматривающие условное наказание.

Стоит отметить, что в марте 2007 года парламент пытался рассмотреть поправки в Уголовный кодекс страны, отменяющие наказание за многожёнство, однако большинство законодателей эту инициативу не поддержало.

Что же касается однополых браков, то, как пояснили в Центральном ЗАГСе города Бишкека, такие союзы на территории Кыргызстана не предусмотрены ни в одном законодательном акте, в том числе и Кодексе о браке и семье.

Ну если с однополыми браками более-менее разобрались, то борьба с многожёнством продолжается, но эффекта от неё пока никакого.
Не так давно в милицию города Оша с заявлением обратилась жительница южной столицы. Она обвинила зятя в том, что у него есть ещё одна супруга, с которой он официально оформил отношения в декабре 2014 года.

В ходе проверки было установлено, что у молодого человека действительно оказалось две законных жены. С первой он оформил отношения два года назад. Однако из-за разногласий с родственниками супруги семейная жизнь не задалась. Несмотря на постоянные раздоры, влиятельная тёща не позволяла паре развестись, поскольку, как она считала, это бы опозорило её дочь. Мужчине ничего не оставалось, как уйти из дома.

Через некоторое время он встретил девушку, которую, судя по его объяснению, данному в милиции, полюбил всей душой. Чтобы быть до конца честным со своей новой пассией, молодой человек отправился с ней в загс.

Сотрудники милиции выяснили, что незадолго до заключения первого брака гражданин потерял паспорт. И получил новый документ. Старый паспорт нашёлся спустя несколько месяцев после свадьбы. Вместо того чтобы сдать документ в соответствующие органы, мужчина оставил его себе. Старый паспорт впоследствии пригодился ему при заключении нового брака.

По факту возбуждено уголовное дело по статье «Многожёнство». Согласно Уголовному кодексу КР, мужчину может ждать наказание сроком до двух лет лишения свободы.

Ещё больше случаев, когда на многожёнстве попадаются мигранты. Заведя семью по мусульманским канонам в Кыргызстане, муж оставляет молодую супругу присматривать за его престарелыми родителями, а у самого уже давно есть другая семья по месту работы, так сказать.

Никах по шариату?

Ростом числа незарегистрированных браков в Кыргызстане встревожены в ООН. Речь идёт о церемониях, проходящих в основном в сельской местности, где пары нередко ограничиваются исламским обрядом никах (брачный религиозный обряд), который не имеет в КР законного статуса. В конечном итоге это приводит к тому, что женщины лишены имущественных прав и порой не могут даже получить свидетельство о рождении детей.
По словам представителя странового офиса «ООН — женщины» в КР Сабине Махль, согласно исследованиям, в 2015 году по сравнению с 2014-м число кыргызстанок, которые обратились за юридической консультацией в отношении общей собственности супругов и прав наследования, возросло почти вдвое.
В своё время идею защищать права кыргызстанок-мусульманок с помощью исламского права озвучил на круглом столе «Мусульманская женщина в современном обществе: новые вызовы и угрозы» директор Национального аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. И хотя целью мероприятия было обсуждение вопросов радикализма среди женщин, наибольший интерес и много споров вызвала тема другая. Будет ли общество жить по религиозному закону, а главное, хочет ли?

Кадыр Маликов убеждён, что в настоящее время очень много «женских» проблем светскими судами даже не рассматривается, а вынесенные вердикты часто несправедливы. Поэтому желание отстоять свои права часто толкает жительниц республики вступать в ряды радикальных организаций. Изменить ситуацию, на его взгляд, могло бы введение шариатского суда.





— У общества сложилось неправильное представление о судах шариата. Конечно, в отдельных странах их приговоры чрезвычайно жестокие. У нас бы кади (судьи) решали вопросы, связанные с никах, наследством или разделом имущества. Тем более что в Кыргызстане такие суды уже есть, но они пока нелегитимны, — считает эксперт.

Если б я был султан

Предложение Маликова было поддержано некоторыми членами парламента и правозащитниками. Председатель общественного фонда «Мутакалим» Жамал Фронтбек кызы привела свои доводы «за».

— Взять хотя бы примеры многожёнства. Официально в Кыргызстане это запрещено, но фактов, особенно в глубинке, когда у одного мужчины по две или три жены, предостаточно, — заявила правозащитница. — Если первая жена не смогла родить мальчика — продолжателя рода, в семью берётся другая, а если и та не подарит мужу наследника, то бывает, что в доме появляется третья супруга. Часто мулла совершает обряд никах, не требуя свидетельства о государственной регистрации брака. Между тем официально в государственных органах брак зарегистрирован только с одной женщиной. Впоследствии часто возникают проблемы дележа нажитого имущества. В случае смерти мужа юридически всё переходит к первой жене и её детям. Что в таком случае остаётся делать двум остальным? Кади (судья) же решал бы всё по чётко установленным доктринам мусульманского поведения. Я бы поняла введение строгих мусульманских норм правосудия в том случае, если Кыргызстан не был бы светским государством. Да и строгое соблюдение исламских канонов у нас в стране не наблюдается. Лишь 5% населения совершают намаз пять раз в день, как того требует Коран, соблюдают пост и другие религиозные традиции. Чаще всего в мечеть ходят только к вечерней молитве, а то и вовсе по большим праздникам. Не исключено, что вот так же «тщательно» у нас будут исполняться решения кади.

Такого же мнения придерживается и руководитель кризисного центра «Сезим» Бубусара Рыскулова. Она убеждена, что сейчас главное обеспечить правовую защиту женщин, в отношении которых либо совершено физическое насилие, либо ущемляются её права, и не допустить, чтобы она попала под влияние экстремистских группировок.

— О каких законах шариата можно говорить, когда уровень знаний об исламе и его течениях, особенно у жительниц глубинки, крайне низкий? Да и возможности получить религиозное образование у них нет. Для того чтобы строго следовать исламским канонам, надо сначала их досконально изучить. Но где и как? Между тем, пользуясь малограмотностью сельских кыргызстанок, особенно в религиозной сфере, радикальные группировки вовлекают девушек и молодых женщин в свои ряды, — отметила Рыскулова.

Некоторые эксперты и вовсе посчитали, что введение шариатских законов в Кыргызстане может быть неправильно истолковано, как сейчас это происходит со многими исламскими религиозными нормами.

Максат Чынгыз уулу

Комментарий
Розетта Айтматова, лидер женского движения в Кыргызстане:


— В законодательстве республики есть статья о похищении человека, насильственный брак в ней также упоминается. Но детально эта проблема никогда не прорабатывалась. Похищение невесты — это преступление против женщины, которое совершается именно потому, что она женщина. Это позор для цивилизованной страны. Но закон мёртв, пока хотя бы один похититель не понесёт наказания. Уже давно мы добиваемся, чтобы закон обязывал проводить религиозную регистрацию брака только после официальной государственной регистрации. Немало женщин, живя в «освящённом» браке, лишаются всего, если муж погибает или отказывается от них. Закон защищает права только официальной жены и её детей.
Нужно поднимать экономику, чтобы не уезжали наши мужчины, оставались рядом со своими родными.
Но если муж уезжает с одной целью — прокормить семью — это одна история. Другая, если он лишь для себя ищет лучшей жизни. Если с женой его связывает только молитва муллы, чего проще: сказал трижды «талак» («развод») — и живи с той, что приглянулась в другой стране. Вот и ходит по всем азиатским странам бывшего Союза то ли трагедия, то ли анекдот: муж с женой развёлся через СМС. Мы спрашивали священнослужителей, разве можно так: отказаться от семьи по телефону. А они говорят: раз мужчина сказал, значит так надо.
Во все времена у народов всего мира семья была главной ценностью, ядром, основой всей жизненной философии. История развития человечества выработала эту единицу — союз мужчины и женщины — как залог продолжения жизни. Чего-то нового, чего-то лучшего нам уже не достичь. Как далеко заведёт людей погоня за свободой, если они уже готовы забыть о семье — о том, что их предки веками берегли больше жизни.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: