Не вылететь в трубу

На селекторном совещании первый вице-премьер-министр КР Мухамметкалый Абулгазиев заслушал отчёты руководителей министерств и ведомств относительно подготовки к зиме.

Китайское предупреждение

В случае срыва тендеров по заготовке твёрдого топлива чиновники, отвечающие за его поставку, будут нести персональную ответственность. В этом заверил присутствующих Абулгазиев.
— Нами утверждён график проведения закупок, и я прошу всех руководителей государственных органов быть предельно внимательными и строго придерживаться графика. Хочу обратить особое внимание, что за несоблюдение сроков выполнения поручений будут приняты соответствующие меры и рассмотрена персональная ответственность, — заявил он.
Правда такие обещания давались многими премьерами и вице-премьерами, но до реального наказания дело доходило крайне редко. Потом правительство уходило в отставку, и всё возвращалось на круги своя. Остаётся только надеяться, что отопительный сезон пройдёт без эксцессов.
Первым доложил о подготовке к сезону холодов столичный муниципалитет. Вице-мэр Бишкека Эркин Исаков клятвенно заверил, что всё идёт по плану, если никаких ЧП не случится, то горожане вполне могут рассчитывать на тёплые батареи в своих квартирах зимой.
Замглавы бишкекской администрации в своём докладе сделал упор на то, что в этом году каждая малообеспеченная семья бесплатно получит около полутора тонн угля. Всего на эти цели планируется израсходовать более 4,5 тыс. тонн.
Кстати сказать, здесь вспоминается история с прошлогодней льготной поставкой угля для малоимущих. После окончания отопительного сезона 2015-2016 года столичные депутаты решили проверить, насколько информация соответствует действительности. Оказалось, что многие из числа тех самых «льготников» к мало­имущим имеют такое же отношение, как борец сумо к балету. Более того, выяснилось, что качество социального угля оставляет желать лучшего.

Достали по-чёрному

До недавнего времени непросто складывалась ситуация на государственном предприятии (ГП) «Кыргызкомур», снабжающем топливом бюджетные организации. Проведённый в этом году Счётной палатой КР аудит использования бюджетных средств выявил серьёзные нарушения.
Кстати сказать, сложивше­еся на ГП положение обсуждали и в парламенте КР. В частности, депутат от правящей фракции Мээрбек Мискенбаев потребовал от правоохранительных органов и прокуратуры ускорить разбирательство по итогам ауди­та.
— Со стороны «Кыргызкомур» имеет место коррупционное нарушение Закона «О госзакупках КР». Было проведено два тендера на перевозку угля и вскрышных пород на общую сумму более 200 млн сомов, в которых выиграли две разные фирмы, но их директором является одно лицо. Через какое-то время эти фирмы передали свои обязательства двум другим на основании соглашения «О совместном исполнении условий». Минуя тендер, что грубо противоречит законодательству, обе фирмы получили подрядные работы более чем на 200 млн сомов, — заявил Мээрбек Мискенбаев.
Масло в огонь подлило письмо на имя исполняющего обязанности генерального директора ГП «Кыргызкомур», в котором говорится о том, что один из его заместителей раньше имел проблемы с законом, а в настоящее время и вовсе причастен к организованной прес­тупной группировке и «негативно влияет на общественно-политическую и криминогенную ситуацию на угольном разрезе».
О том, что сегодня творится на предприятии «Кыргызкомур», можно только гадать. 21 июля 2016 года администрация ГП проинформировала, что добыча угля на разрезе возобновлена, долги по заработной плате и перед Соцфондом погашены, и вообще обстановка на ГП рабочая. Однако уже на следующий день появилось сообщение, в котором говорится, что ситуация не только не нормализовалась, но и ухудшилась. Продолжается конфликт между администрацией и некоторыми членами рабочего коллектива. Кому в данном случае верить? Правительство обещает разобраться, но вот под силу ли ему это?





Горячо — холодно

Неожиданным для многих стало поручение вице-премьер-министра, данное Госкомитету по промышленности, энергетике и недропользованию и Национальному энергохолдингу. Эти ведомства должны просчитать возможность передачи объектов теплоснабжения на баланс местным администрациям. Потому как, по выражению вице-премьера, «управлять кочегарками из центра неправильно».
Такое заявление несколько озадачило экспертов в области ЖКХ. Ведь в этом случае можно потерять всю отрасль. Прежде всего потому, что в регионах практически отсутствуют специалисты, которые имеют хоть какое-то представление по поставке того или иного оборудования. Ведь агрегаты, например, для тех же котельных, всегда поставлялись централизованно, да и относятся они к высокотехнологичному классу, эксплуатировать которые должны профессионалы. Бригада таких спецов в течение года обслужит не одну и не две котельных, а проведёт весь комплекс работ в нескольких регионах рес­публики. И это уже не говоря про резерв материалов для обеспечения аварийного ремонта в осенне-зимний период. Такой запас, в случае передачи ГП на местный уровень, необходимо будет иметь на каждом объекте, а сегодня достаточно его содержать на централизованном складе.
Во-вторых, по какой цене будет закупаться оборудование? Можно с большой долей уверенности предположить, что гораздо дороже. К примеру, оптовая покупка насосов (а таких в год нужно больше десятка) обойдётся гораздо дешевле, чем одна единица. В-третьих, вопрос заготовки угля, мазута, которую на сегодняшний день выполняет в централизованном порядке ГП «Кыргызжилкоммунсоюз», это позволяет снизить цену, а при недостатке топ­лива на одних котельных осуществить его переброску с других. При передаче на местный уровень возникнет угроза социального взрыва из-за неквалифицированной подготовки котельных, перебоев в обеспечении топливом. В каждом городе или райцентре необходимо будет самостоятельно создавать запас топлива, проводить тендерные торги, средства будут распыляться по 25 регионам, контроль за обоснованностью их расхода скорее всего будет утерян. Всё это отразится в итоге на наших кошельках, так как будет заложено в конечную стоимость услуг ЖКХ.
Между тем, из-за недостаточного и несвоевременного финансирования ГП «КЖКС» на сегодняшний день имеет большие долги, и они увеличиваются. Например, на 2014 год на субсидирование предприятия было заложено 908 млн сомов вместо необходимых 1,5 млрд, а в бюджете на 2015 год для гос­предприятия «Кыргызжилкоммунсоюз» предусмотрен был лишь 1 млрд сомов. Немногим больше заложили и в 2016-м.
Напомним, ГП было образовано в 1991 году на базе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Киргизской ССР. Сегодня на предприятии работает более трёх тысяч человек, которые оказывают услуги населению и бюджетным организациям на 1,5 млрд сомов в год.
В систему «Кыргызжилкоммунсоюза» входит больше 20 профильных организаций, ГП осуществляет теплоснабжение 25 городов и райцентров респуб­лики за исключением столицы. На его балансе 190 котельных, 90 процентов из которых отработали все положенные сроки. Как бы кыргызстанцам не остаться с холодными батареями…
Людмила Беседина


Справка

Согласно постановлению правительства, всего в респуб­лике необходимо заготовить 2 млн 468,4 тыс. тонн угля, в том числе 1 млн 58,264 тыс. тонн для населения, 1 млн 150 тыс. (в том числе 450 тыс. тонн местного угля) — на ТЭЦ Бишкека. 260 тыс. тонн угля необходимо для бюджетных организаций Кыргызстана.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: