Почему депутаты не любят крестьян?

Жогорку Кенеш отклонил законопроект о снижении процентных ставок по агрокредитам из-за отсутствия бюджетных средств. Но верно ли поняли народные избранники суть проблемы, быть может, стоило сэкономить на других расход­ных статьях, или им помешали принять справедливое решение политические амбиции? Попробуем разобраться.

Сначала немного подробностей. Этот законопроект инициировала партия «Республика — Ата Журт». Основная мысль документа заключается в предоставлении фермерам кредитов с выплатой ставки до 7%. На данный момент крестьяне берут кредиты под 20%, 10 из которых субсидирует государство. Но и эти 10% сельхозпроизводителям тоже, как камень на шее. Из-за инфляции, увеличения цен на минеральные удобрения, технику и запчасти к ней, а также проблем со сбытом выращенной продукции многие крестьяне терпят большие убытки и потому мечтают брать кредиты по максимально низким процентам, но их чаяниям, похоже, не суждено сбыться.
То, что против этого законопроекта выступило Министерство финансов, вполне понятно и объяснимо. У этого ведомства одна главная цель — сберечь как можно больше бюджетных средств. Всё остальное для них не так важно. Но вот почему так странно повели себя народные избранники — вопрос.
Возможно, проект зарублен из-за партийных разногласий и склок. Ведь если бы законопроект о снижении налоговых ставок крестьянам был принят Жогорку Кенешем, то не только фракция «Республика — Ата Журт», но и в целом вся эта партия получила бы немало политических баллов в предстоящей гонке за президентское кресло. Версия эта кажется не очень убедительной, но сторонники и единомышленники председателя партии и руководителя парламентской фракции Омурбека Бабанова утверждают, что это именно так. Выходит, ради политических дивидендов можно пожертвовать судьбой всего кресть­янства?
Впрочем, оппоненты и противники нового законопроекта вслух так никогда не скажут. Поэтому они на заседании комитета по экономической и фискальной политике приводили совсем другие доводы. Так, депутат Акылбек Жапаров предположил, что предоставление кресть­янам режима наибольшего благоприятствования послужит расцвету коррупции в финансовом секторе.
Вообще-то Акылбек Жапаров по праву считается одним из самых опытных финансистов в стране. Недаром он сам несколько лет работал министром финансов. Поэтому народный избранник прекрасно знает, что и ранее государственные кредиты тратились иными сельчанами на проведение тоев, приобретение иномарок, поступление детей фермеров в столичные вузы и т. д. Прекрасно был он осведомлён, что сельхозкредиты часто берут по фиктивным документам городские предприниматели и свободно тратят их на собственные нужды. Но тогда он, борец за справедливость и прозрачные экономические отношения, почему-то не говорил о коррупции.
Подойдём к этому вопросу с другой стороны. Акылбек Жапаров и его друзья-экономисты знают, что сейчас большие кредиты берут в основном фермеры- животноводы. Они ещё способны погашать государственные займы, так как цена на мясную продукцию как всегда довольно высока. А вот крестьяне, работающие в полях, от кредитов шарахались как чёрт от ладана. Сейчас же, в условиях экономического кризиса, они вообще забудут о финансовых играх с государством. Нет, крепкие фермеры могут позволить себе такую роскошь — взять кредиты, а вот дехкане, работающие на двух-трёх гектарах, никогда. А их в стране не менее 200 тысяч человек. Разве они не вправе получать весомую поддержку от государства?
В целом можно сделать вывод, что противники законопроекта о льготном кредитовании поставили подножку нашим крестьянам. Чем же им не понравилось предложение? Депутат от партии «Онугуу — Прогресс» Гульшат Асылбаева без обиняков заявила своим коллегам: «На бюджет и так ложится большая нагрузка из-за различных льгот для предпринимателей и производственников».
С депутатами, мыслящими такими экономическими категориями, действительно никогда не поднять ни промышленность, ни сельское хозяйство. Да будет им известно, что в развитых странах предоставляются различные налоговые льготы и даже каникулы всем предпринимателям, решившим заняться производством каких-либо промышленных изделий. И лишь когда фирма или компания прочно встанет на ноги, налоги им обязательно увеличивают. Наверное, народные избранники из Жогорку Кенеша никогда не слышали, что такое гибкая фискальная политика и как её разработать.
Вот как обосновала своё мнение Гульшат Асылбаева: «Я понимаю, что нужно поддерживать отечественных предпринимателей. Но из-за этого на бюджет ложится большая нагрузка. Может, имеет смысл отложить хотя бы на год введение подобных послаблений».
А может, пойти другим путём и начать экономить на себе, любимых, отказаться, к примеру, от нескромных зарплат, всевозможных льгот и привилегий. Ведь содержание Жогорку Кенеша у нас скоро сравняется с финансовой поддержкой всей аграрной отрасли страны. Компания по сокращению численности различных чиновников ничем по существу так и не закончилась. Когда входишь в то или иное министерство, просто начинает в глазах рябить от всевозможных завов и замзавов. Можно сократить штаты в тех же таможенной и налоговой службах. Во многих странах уже давно внедрена электронная форма отчётности по налогам, а у нас до сих пор в фирмы и компании приходят скромные люди с алчущими взглядами и с папками в руках. Мы уже безбожно опоздали с реформированием государственного аппарата, но, может, всё-таки успеем заскочить в последний вагон.
Народным избранникам, очевидно, нужно глубже вникать в бюджетную политику страны. Наверняка имеет смысл отказаться от грандиозных культурных, общественных, спортивных мероприятий, убрать из календаря всевозможные праздники (не до них сейчас) и каждый сом направлять на поддержку промышленников и аграриев. Эти затраты окупятся сторицей.
Но вернёмся к проблемам аграрной отрасли Кыргызстана, вернее, к прошедшей дискуссии в Жогорку Кенеше по поводу снижения процентных ставок по кредитам, выдаваемым сельхозпроизводителям. Робкий лучик надежды появился после выступления депутата Дастана Бекешева. Он заступился за наше горемычное крестьянство, призвал принять документ в первом чтении и попросил финансистов страны, авторов законопроекта о льготном кредитовании фермеров, представить точные расчёты о возможном снижении процентных ставок.
Крестьяне Кыргызстана начиная с 1991 года чувствуют себя пасынками в родной стране. И вот тому убедительные доказательства. В 24 самых развитых странах мира бюджетные дотации составляют 50% от стоимости всей производимой там продукции. А в Японии — 80%! Бюджетные ассигнования в сельское хозяйство США составляют примерно 100 млрд долларов. И самое главное, в процветающих странах отсутствует так называемый свободный рынок аграрной продукции, везде уже давно развито жёсткое планирование производства всех основных видов сельхозкультур. Ежегодно каждый фермер получает субсидии на 35-40 тыс. долларов. Без всяких процентов по кредитным ставкам. А у нас крестьяне берут в долг у родного государства под большие проценты и с обязательством вернуть все средства в точно указанные сроки. В итоге действует политика выкручивания рук фермерам, а не поддержки сельхозпредпринимателей.
Приведём для наглядности всего лишь один, но более чем убедительный пример. На сегодняшний день Кыргызстан обеспечивает себя сахаром только на 30-35%, хотя в советские годы поставлял этот сладкий продукт во все страны Средней Азии. Специалисты аграрной отрасли утверждают: для того чтобы снова сполна обеспечить себя сахаром, необходимо увеличивать субсидирование производства сладких клубней из расчёта 90 долларов на гектар. На данный момент фермерам помогает не государство, а Каиндинский сахарный завод, который поставляет им высококачественные импортные семена, удобрения и иногда технику. В стране создался таким образом конгломерат производителей и переработчиков сахарной свёклы, а государство находится в роли примитивного наблюдателя. А теперь представьте такую ситуацию: фермерам помогает не только Каиндинский завод, но и государство. В таком случае кыргызстанские свекловоды могли бы обеспечить сахаром не только свою родину, но и поставлять его в соседние страны. В республику начала бы поступать валюта, увеличивались бы налоговые отчисления от крестьян. Но на деле государство рубит на корню крайне выгодный вид аграрного бизнеса. Хотя только для полного обеспечения граждан нашей страны сахаром, а также хлебом требуется 2 млрд сомов, что составляет примерно 2,5% от всего госбюджета. Согласитесь, это вполне приемлемая сумма. К тому же не нужно будет покупать за границей за валюту (!) зерно и тот же сахар. Выгода в данном случае очевидна.
С вступлением Кыргызстана в Евразийский экономический союз жизнь для многих фермеров улучшилась и ухудшилась одновременно. Сейчас оте­чественные коммерсанты бодро налаживают связи с казахскими и российскими торговыми сетями. За кордон фурами уходят абрикосы, персики, клубника, малина. Чуть позднее в соседние страны предприниматели начнут отправлять капусту, картофель, другие дары природы. Возможно, в конце года и животноводческую продукцию (если Ветинспекция наладит свою работу). Заметьте, государство и здесь остаётся в стороне, а ведь его поддержка могла бы сильно помочь фермерам.
О чём идёт речь? Мы будем по-прежнему гнать за границу сырьё, а не переработанную продукцию. Ребёнку ясно, что свежая клубника стоит в разы дешевле варенья, а мясо на порядок уступает в цене колбасам и тушёнке. Здесь бы нашим властям бросить все силы на строительство хотя бы нескольких перерабатывающих заводов. Да что заводов, государство не в состоянии возводить склады для хранения урожая. А ведь партнёры ждут от нас продукцию не только осенью, но и круглый год.
Невозможно, конечно, подсчитать потерянную прибыль из-за того, что мы начали гнать сырьё, но многие специалисты аграрной отрасли считают: потери будут доходить до нескольких миллиардов сомов. А по-другому и быть не может: государство не может и не хочет помогать крестьянам, а те выкручиваются кто как может.





Дан Акеров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: