От слов к делу



Бишкек АИФ. Прогноз по Кумтору – обнадёживающий?
Руководство страны любит повторять про инвестиционную привлекательность и приглашать инвесторов. Однако на деле всё выглядит не столь оптимистично – в государстве нет ни одного крупного работающего инвестиционного проекта, за исключением «Кумтора». Понятно, что это не может не настораживать потенциального инвестора.
О проблемах в секторе и проблемах своих коллег рассказывает заместитель генерального директора горнодобывающей редкоземельной компании Stans Energy Бакыт Кененбаев.
Международный арбитраж
– Ряд компаний, в частности, и Stans Energy, подали иски в международные суды. На ваш взгляд, какова вероятность, что страна выиграет эти разбирательства?
– Компания Stans Energy пока только направила инициирующее извещение о передаче спора в Международный арбитраж, в котором указано, по каким причинам компания намерена пойти на этот шаг. А именно из-за действий госорганов и должностных лиц, препятствующих её деятельности. Она опирается на действующее кыргызстанское законодательство, защищающее права инвесторов: «Закон об инвестициях», а также Энергетическую хартию, к которой Кыргызстан присоединился. Поэтому основания для рассмотрения дела в арбитражном суде у неё есть. Компания дала три месяца правительству, чтобы путём дружественных переговоров снять спорные моменты и предотвратить возможное разбирательство. Следует отметить, что Геологоагентство уже делает некоторые шаги в этом направлении. Но если процесс дружественного урегулирования не будет доведён правительством до конца, тогда инвестор без дополнительного уведомления передаст иск в арбитражный суд.
В отношении шансов кыргызстанского государства в любых международных арбитражах я могу сказать, что всё зависит от каждого конкретного случая. Международный арбитраж, по определению, является независимым органом, призванным справедливо урегулировать конфликт. Он будет заслушивать обе стороны, руководствуясь при этом, прежде всего, законодательством той страны, в которой и ведёт деятельность инвестор. И если он сможет убедить, что действовал в рамках местного законодательства, и при этом государство ущемило его права – то арбитраж может вынести решение в пользу инвестора. Компании, которые решаются на эти шаги, заранее рассчитывают шансы на определённые успехи и готовы потратить на судебные издержки значительные финансовые ресурсы – от нескольких сот тысяч до миллионов долларов. Поскольку Кыргызская Республика испытывает дефицит бюджета – это уже серьёзная причина для того, чтобы постараться урегулировать спорные моменты до суда, потому как страна не имеет финансовых ресурсов для найма серьёзных юридических фирм, специализирующихся на международных разбирательствах, и не имеет таких собственных специалистов. Хочу также напомнить об удручающем факте найма кыргызстанским правительством израильской юридической фирмы по спорным вопросам с «Центеррой», юридическое заключение которой, по мнению некоторых экспертов, оказалась абсолютно бесполезным и непрофессиональным. Несколько сот тысяч евро, выплаченных этой фирме, были выброшены на ветер.
– Многие инвесторы, устав стучаться в закрытые двери, просто предпочитают свернуть свою деятельность и уйти из страны, как это сделали австралийцы с «Андашем».
– Насколько мне известно, австралийская компания Kentor Gold пока только объявила о готовящейся сделке по продаже «Андаша». В случае с этим проектом проблемой явился неразрешимый конфликт с представителями местного населения, препятствовавшими реализации проекта в связи с угрозами экологии. Несмотря на то, что инвесторы по просьбе правительства провели международный экологический аудит, который подтвердил безопасность «Андаша» для окружающей среды, никакого результата не было достигнуто. Те, кто выступает против них, не намерены слушать вообще никаких аргументов. Я глубоко убеждён, что кыргызстанское правительство обязано участвовать в разрешении проблем на местном уровне и вполне способно разрешить их, не перекладывая на плечи инвесторов. Недра являются собственностью народа Кыргызстана, а правительство представляет интересы всего населения страны. Государство получает доходы от деятельности инвесторов в виде налогов, бонусов, роялти, неналоговых платежей и т.д. Они и есть плата за то, чтобы государство обеспечивало условия для нормальной работы, что целиком и полностью является функцией центральных органов власти. В случае же с «Андашем» правительство устранилось от вмешательства в этот процесс, даже когда инвестор пообещал продать 20% проекта государству всего за 1000 долларов в обмен на урегулирование конфликта с местным населением. Кстати, новый покупатель проекта в курсе этого предложения и оно, как я слышал, будет действительно. Так как это достаточно серьёзный и крупный бюджетообразующий проект, государство могло бы получить в ближайшем будущем серьёзные средства. Правительству нашей республики просто странно отказываться от этой возможности. И если этот конфликт не будет разрешён, во-первых, страна упустит такую возможность, а во-вторых, в конечном счёте, может получить ещё один иск в международный арбитраж.



Армия госорганов
– Почему инвестору так сложно договариваться с государством?
– Любому инвестору удобней всего работать и решать вопросы только с одним представителем государства. А что происходит у нас? Ему приходится сталкиваться с целой армией госорганов: Госагентство по геологии и минеральным ресурсам, Государственная инспекция по экологической и технической безопасности, Министерство экономики, Госагентство по охране окружающей среды, прокуратура, ГКНБ, Финпол, органы местного самоуправления и т.д. Это говорит о том, что государство не ведёт понятную и простую политику в этом вопросе, а лишь декларативно заявляет: «Инвесторы, приходите!» Например, новый «Закон о недрах» – это серьёзный и большой шаг на пути к созданию лучших условий для инвесторов в горнодобывающей отрасли. Он был подписан президентом Атамбаевым в августе прошлого года, но до сих пор часть подзаконных нормативно-правовых актов не приведена в соответствие с ним. А это не позволяет применять сам закон.
Ещё одна серьёзная проблема – отсутствие ответственности государственных органов. Почему инвесторы выбирают арбитраж? Потому что в последнее время госорганы стали часто игнорировать запросы, письма, отказываются рассматривать и согласовывать проекты, не хотят идти на открытый диалог с компаниями. А за судьбой действующих компаний, которые пришли в Кыргызстан, но так и не смогли запустить проекты, внимательно наблюдают новые инвесторы. И когда они видят, что их предшественники один за другим уходят или начинают подавать иски в международные суды, это не может их не отталкивать. Более того, к сожалению, некоторые наши политики, причём как оппозиционные, так и провластные, используют разные популистские заявления в своих личных политических целях для повышения собственного имиджа, вводя в заблуждение массы и инвесторов.
– Как, в частности, например, по вопросу денонсации Соглашения по «Кумтору»?
– Истоки всех проблем вокруг договорённостей по «Кумтору» идут от первых соглашений по проекту, принятых в 1993 году. По оценкам экспертов, тогда были сделаны незаконные шаги. Затем в 2002-2003 годах, когда можно было их исправить, Кыргызстан вновь ухудшил свои позиции. Но мы все должны понимать, что основная вина лежит на руководстве страны и «Кыргызалтыне». Сегодняшнее высшее руководство Кыргызстана оказалось заложником этих соглашений. Оно не может от них просто так отказаться. Сейчас страна снова старается улучшить своё положение в проекте «Кумтор» и увеличить доходы от этого месторождения. Но все наши действия и действия инвестора должны быть законными, а для этого необходимо использовать правильные инструменты. Не стоит забывать, что в этом проекте страна владеет почти 33% акций. Похоже, сегодня в правительстве это поняли и пошли по грамотному, на мой взгляд, пути – начали использовать правильные площадки – активизировали работу через своего нового члена совета директоров «Центерры» с топ-менеджментом компании. Односторонние силовые меры правительства положительного результата, не дадут и только ухудшат ситуацию. Многие люди, в том числе и депутаты парламента, не знают или игнорируют то, что написано в соглашениях. И не понимая, о чём идёт речь, не разбираясь в юридических тонкостях, они делают непродуманные заявления, принимают решения, которые приводят к падению стоимости акций, а также негативно влияют на инвестиционный имидж республики.
Если Кыргызстан в одностороннем порядке разорвёт договор, то как раз то, что написано в соглашении, автоматически признает эти действия незаконными. Кыргызстан может денонсировать соглашение без последствий, только если докажет в суде, что предыдущие договора были подписаны с использованием коррупционных механизмов. Но пока, насколько мне известно, таких доказанных фактов не обнаружено.
– Ваши прогнозы по развитию ситуации...
– Я думаю, что консенсус будет достигнут, будет подписано новое соглашение, улучшающее положение кыргызстанской стороны, при этом не нарушающее прав остальных акционеров «Центерры».
Мария Орлова
Рисунок Михаила Томилова


Комментарии (2)