От балетного бога к суровому реалу



Бишкек АИФ. Размышления неравнодушных
Давненько никто ничего не слышал о новых постановках на местной сцене, о красивых партиях. Нам ничего не нужно от балета, а ему – от нас? Но, может быть, только гражданская инициатива спасёт искусство сценического танца от полного вымирания… Об этом я думала, беседуя с председателем правления Общественного фонда имени Чолпонбая Базарбаева» Исой ТОКОЕВЫМ.
Прежний пьедестал
Наш собеседник родился в Кара-Балте, в небогатой крестьянской семье, рано потерял родителей, воспитывался в интернате, в юные годы пошёл работать. Судьба сложилась так, что он закончил старейшее высшее театральное учебное заведение в России – училище имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре. И снялся в нескольких фильмах, но потом жизнь круто изменилась. Когда работал заместителем главного режиссёра в Ошском театре, ему сказали: «Вы коммунист?». Так и пошёл по партийной линии, о чём до сих пор сожалеет. Словом, ушёл на чиновничью должность в Первомайский райком партии, потом в горисполком – в отдел культуры, затем – в Центральный комитет партии Киргизии. Был депутатом и на уровне Бишкека и в Высшем кенеше страны. Но теперь Иса Токоев считает, что пришло время заняться культурой.
– В своё время кыргызский балет имел статус большой и сильной школы, она ценилась в Союзе, но, к сожалению, мы прошлые наработки теряем. Государство не уделяет внимания не только балету, но и культуре в целом. Многие артисты уезжают. Те, кто состарился, отдав всю свою жизнь балету, прозябают в нищете. Наш фонд старается помогать им, поддерживать. Порядка 10 ветеранам доплачиваем деньги к их мизерным пенсиям. Хотелось бы больше, но средства у нас ограничены. К тому же нужно помогать и молодёжи. До Нового года выдали стипендии имени Базарбаева пятерым студентам Кыргызского государственного музыкального училища имени Мураталы Куренкеева. Сейчас пока прекратили, но как только финансовую сторону поправим, продолжим. Мы внимательно относимся ко всем делам училища Куренкеева и Театра оперы и балета.
– А почему вы возглавили фонд известного балетного исполнителя Базарбаева?
– Чолпонбек Базарбаев – яркое имя в нашем балете. Он повелевал зрительным залом в период расцвета кыргызского балета. Он осуществлял свои мечты на сцене. И зал подчинялся его мощной магии. Такое нельзя забыть, по крайней мере, я до сих пор восхищаюсь Базарбаевым. А сейчас его стали забывать. В прошлом году исполнилось десять лет, как мы потеряли самого яркого танцора. Именно поэтому мы решили напомнить о том, какой уровень был у нашего балета в то время, когда на сцене царил Базарбаев, и попытаться вновь поднять сценический танец на прежний пьедестал.
Кстати, в фонд вошло много представителей интеллигенции. Роберт Хасанович Уразгильдиев вошёл в состав его учредителей, Жумакадыр Акинеев, Болот Абиров, два его брата. В апреле 2011 года зарегистрировали фонд, с тех и пор работаем.
Обращение к людям
– Вы решили не забывать великого танцора, и что для этого сделали?
– Для начала – воздвигли ему памятник на чудесной аллее неподалёку от театра, где он работал, издали книгу воспоминаний и участвовали в создании четырёх документальных фильмов. Там теперь живёт его танец. Но как вы понимаете, наш фонд не имел денег, чтобы всё это осуществить, так что пришлось обратиться к людям. Мы провели телемарафон, откликнулись очень многие, потому мы смогли всё это сделать. Так что, пользуясь случаем, я хочу передать огромную благодарность нашим согражданам, которые помнят Базарбаева на сцене и которые хотят сохранить его память в камне, фильмах, книгах.
– Кстати, книга получилась очень неплохая.
– Да, собраны воспоминания тех, кому довелось знать Базарбаева при жизни. Его назвали Богом танца, легендой, артистом народа, негаснущей планетой, и всё это – отнюдь не метафоры и не преувеличения. В книге есть и мои воспоминания о нём, потому что знакомство с этим человеком для меня стало чем-то знаковым, я ценил его как наставника. Мы издали книгу всего полуторатысячным тиражом, она очень быстро разошлась, теперь хотим допечатать, чтобы раздарить всем библиотекам, ведь книга – это тоже овеществлённая память.



– Памятник – вот что овеществлённая память. Как вы выбирали для него место?
– Место было определено семь лет назад. Есть безымянная аллея, соединяющая театры оперы и балета, русский драматический, а если пройти вглубь, то и кыргызский драматический. Памятник заказали молодому и талантливому скульптору Марату Огонбаеву. Теперь ухаживаем за сооружением, скоро передадим на баланс города. Мэрия нам очень помогла. Кстати, она планирует построить там фонтан, поставить в скверике скамеечки, открыть свободную зону Интернета, чтобы молодёжь могла отдыхать. Нам предлагали похлопотать, чтобы аллея стала носить имя Базарбаева, но, поразмыслив, решили предложить ей имя «Театральная». Потому что ушедших артистов театра советского периода много. Не стоит вносить элемент распри среди живых в память об ушедших. К тому же Кыргызстан захлестнула мода переименовывать всё и вся именами славных, достойных, выдающихся. Это уже отталкивает, по крайней мере, никак не привлекает.
– В этом я согласна с вами. А теперь по фильмам. Вы сняли четыре ленты об одном и том же?
– Они получились очень разными. Их снимали «Пятый канал», «Пирамида», «КТР». Мы дали материалы – они сами писали сценарии. В них сочетание рассказов тех, кто очень хорошо знал Базарбаева, и старая хроника с его танцами. Когда финансы позволят, начнём думать о создании художественного фильма, но для этого нужно развиваться. Нельзя же всё время ходить с протянутой рукой. Предстоит создать прочные контакты с подобными фондами других стран, чтобы был взаимообмен, это тоже помогает.
Закулисье
– А может, сделать ставку на молодёжь?
– Молодость – движущая сила мира. Она горы переворачивает. Завтрашний балет – это их балет. Сохранить его традиции, развить их – в этом наша главная задача. Развивая будущее, мы оцениваем прошлое. Пусть от имени Базарбаева протянутся ниточки вперёд, зажгутся новые имена. Сейчас наши танцоры разъезжаются. Один работает в Мариинском театре, другой – в Пражском, третий – ещё где-то. Те, кто уехал, могут больше не вернуться, там и перспективы, и горизонты. Теперь наша задача удерживать остальных. А где им работать? В одном единственном театре? Там много закулисной возни, давно нет новых постановок, многие старые сняты с репертуара. Не обновляются костюмы, они висят на артистах, словно тряпки, декорации изнашиваются, и всё очень убого. Зачем молодым стоять полжизни в очереди, чтобы сыграть одну-единственную роль в одном единственном спектакле? Не проще ли просто уехать?
– Как этому противостоять?
– Государство не имеет чёткой и осознанной политики в этой сфере. Оно бесплатно обучает балету, а потом не заботится, где и как будут трудоустроены молодые танцоры. Если бы на законодательном уровне обязать выпускников отработать в республике хотя бы года два, это был бы шаг вперёд. А вы видели, на что похоже общежитие молодых артистов? Там они живут до старости, в комнате по несколько человек в самых ужасных условиях. И с их зарплатой другого жилья им никогда не видать. Там и встречают старость. А вы были когда-нибудь внутри Театра оперы и балета? Видели, какие там гримёрные, коридоры, туалеты? Театр даже снаружи обшарпан, что уж говорить о том, что внутри. Поэтому хорошо бы на государственном уровне осознать и понять, нужен ли стране балет? Это ведь дорогое удовольствие – культура, духовность. Тут не только финансирование, тут нужен заряд силы, энергия.
А в театре молодёжи просто не пробиться. Древние старцы, которым давно бы на пенсии нянчить внуков, вершат бал. Потому-то главная задача фонда – работать для начинающих. В этом году мы троих молодых танцоров отправили в Пермь на открытый конкурс артистов балета России «Арабеск». Осенью на Иссык-Куле будем проводить фестиваль балетного искусства. Инициатива гражданского общества, идущая снизу, она ведь реально может дать новый толчок нашему искусству!
Гульмира ИБРАИМОВА


Комментарии (2)