Всевидящее око

На протяжении истории независимого Кыргызстана вопрос: «Где взять деньги?» был и остаётся главным. С ответа на него начинало свою работу каждое новое правительство страны. Чаще всего прибегали к займам у международных финансовых институтов. При этом забывая об одной главной вещи — одалживая средства, данные организации не делают это без выгоды для себя.

Миссия выполнима

В Кыргызстане недавно побывал глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) Эдвард Джемайэль. В бишкекском офисе организации, комментируя цель визита, пояснили, что приезд высокого гостя был запланирован. Тем более в стране-заёмщике сменилось очередное правительство, и эта поездка для господина Джемайэля — прекрасный повод узнать больше о новой исполнительной власти.
Проанализировав представленные отчёты по сложившемуся финансовому состоянию в Кыргызстане, Эдвард Джемайэль дал правительству некоторые рекомендации. Одна из них оказалась весьма любопытной. Речь шла о ликвидации неплатёжеспособных банков и Агентства Кыргызской Республики по реорганизации банков и реструктуризации долгов DEBRA.
— В ведении DEBRA находится восемь неплатёжеспособных банков. Для их акционеров остаётся возможность откладывать процесс урегулирования на неопределённый срок, это открывает дорогу для воскрешения неплатёжеспособных банков, а также позволяет собственникам банков не выполнять свои обязательства в ущерб вкладчикам, которые вынуждены годами ожидать компенсации, — заявил представитель МВФ.
По его мнению, «важно проводить реформы, чтобы снизить риски, в случае их возникновения необходимо введение изменений в существующие основы регулирования банков».
Он также отметил, что в Кыргызстане наблюдается значительный уровень дедолларизации и высокий процент по кредитам и депозитам.
Казалось, ничего странного в заявлениях Джемайэля нет, если бы не распространённое сообщение миссии МВФ. Этот документ хоть и носит рекомендательный характер, но его содержание больше напоминает руководство к действию.
«Проект закона о Национальном банке КР, банках и банковской деятельности, находящийся в парламенте длительное время (с 2013 года), нацелен на создание надёжной системы урегулирования банков в соответствии с передовой международной практикой. Предлагаемая система позволяет незамедлительно урегулировать проблемные банки, чтобы предотвратить дестабилизацию всего сектора вследствие проблем в одном банке. Эта система также позволяет вкладчикам быстро получить выплаты и защищает их права. Сложные экономические условия служат дополнительным доводом в пользу принятия этого банковского законопроекта в ближайшее время», — говорится в сообщение МВФ.
Безусловно, в этой структуре работают высококлассные финансовые аналитики и не только. Нет никаких оснований не доверять их светлым головам, но всё же хочется напомнить, что в Кыргызстане есть правительство, и уж оценить экономическую ситуацию в стране кабмин, наверное, сможет, как и найти приемлемый выход из создавшегося положения. В противном случае, зачем тогда нужно в стране правительство вообще, если оно без советов зарубежных спецов не может самостоятельно принимать решения?

Операция «рекомендация»

В 2016 году МВФ советует властям Кыргызстана возобновить работу по проведению бюджетной консолидации и обеспечению устойчивой динамики госдолга. Для этого в фонде советуют компенсировать последствия поэтапной отмены налога с продаж, продлить действие налоговых льгот и других факторов возможного выпадения налоговых доходов, наряду с ограничением неприоритетных расходов.
Для поддержания устойчивости долговой ситуации потребуется установить приоритетность государственных инвестиций и пересмотреть их график, улучшить управление долгом. Национальному банку КР (НБКР), который успешно обеспечивал работу валютного рынка в особенно неспокойный период, в дальнейшем следует ограничить интервенции для сглаживания чрезмерных колебаний курса, чтобы не допустить истощения резервов и снижения конкурентоспособности.
При чтении этого документа создаётся впечатление, что, давая подобные советы главному финансовому регулятору государства, МВФ ставит под сомнение профессионализм сотрудников Нацбанка Кыргызстана. Если НБКР прибегает к валютной интервенции, стало быть, у него есть на то причины.
Понятно же, что если бы Нацбанк не пошёл на это, то неизвестно до какого уровня вырос бы курс доллара. Это бы спровоцировало значительный рост цен, падение доходов населения и, как следствие этого, социальный взрыв, от которого страна вряд ли могла бы оправиться в короткие сроки. Почему-то в МВФ на этот аспект внимания особо не обращали.
Но речь сейчас не об этом, а о том, насколько опасно не выполнять рекомендации МВФ? К сожалению, финансовая зависимость Кыргызстана от этого международного института слишком велика. Так что теперь любой его совет воспринимается как приказ. В противном случае о долге быстро напомнят и заставят платить по счетам.





Бойтесь данайцев

Работа ряда международных финансовых институтов уже давно вызывает некоторые сомнения. Говоря о выгоде доноров, речь не всегда идёт о финансовой прибыли. Можно, например, руководству страны-должника диктовать (конечно, под видом рекомендаций) выгодные кредитору условия, которые не всегда соответствуют национальным интересам страны. Достаточно вспомнить, как искали средства на реализацию проекта «Датка-Кемин».
— В соглашении, заключённом между Кыргызстаном и МВФ, есть пункт, в котором указано, что если республика намерена брать кредит по ставке свыше 0,75%, то необходимо одобрение Международного валютного фонда. За 25 лет Кыргызстан задолжал МВФ более 20 млн долларов. МВФ даёт кредиты только на те проекты, которые его устраивают. А когда встаёт вопрос о строительстве стратегически важных объектов, фонд начинает препятствовать. По законам финансовой аналитики экономически благополучным можно считать государство, сумма долгов которого составляет порядка 50% от ВВП. Мы этот порог перешагнули уже давно, и сейчас данный показатель приближается уже к 200%. В ближайшем будущем Кыргызстану не только не светит сокращение долга, но и выплаты по процентам для него могут оказаться непосильными, — пояснил кандидат экономических наук, экс-депутат парламента Райкан Тологонов.
Эксперт привёл и другие интересные цифры. Так уже к весне 2005 года сумма внешнего долга превысила 2,2 млрд долларов. Кредиты тогда брались под любые проценты и зачастую не доходили до цели. Однако МВФ не обращал особого внимания на распределение этих средств. Когда же размер долга стал практически невозвратным, появилась возможность давать «дельные советы». Их невыполнение может иметь серьёзные последствия. Тологонов не исключает, что международные финансовые институты чаще всего создаются для отстаивания интересов определённых экономических групп, поэтому и проводят политику, направленную на то, чтобы развивающиеся страны погрязли в долгах, ибо пока они находятся под экономической кабалой, Запад может диктовать им свои условия.
Дуйшен Эсенгазиев, эксперт в области международного финансового права, считает:
— МВФ денег на коммерческие проекты не даёт, а предоставляет средства исключительно под структурную модернизацию экономики и государственного механизма в целом.
Однако «рекомендации» фонда при предоставлении кредита всегда одни — необходимо как можно скорее перестроить свою экономику и восстановить платёжеспособность, увеличив свои доходы. Если же этого не удаётся сделать, то выход один — кардинально сокращать расходы. А это означает прекращение субсидирования внутренней экономики, повышение налоговой нагрузки на население, резкое сокращение затрат на социальную сферу, армию и так далее. Ну и в довесок к этому идёт приватизация и распродажа госсобственности частным, в том числе зарубежным, инвесторам.

Людмила БЕСЕДИНА


Справка
Агентство DEBRA с самого начала своей деятельности в роли специального администратора занимается взысканием и возвратом долгов, а также выплатой кредиторской задолженности. Процесс спецадминистрирования был введён в 12 коммерческих банках-банкротах — «Кыргызагропромбанк», «Меркюри», АКБ «Инсан», «Курулуш», «Бишкек», «Акылинвест», «Адилбанк», «Дыйканбанк», «Кыргызжер», «АзияУниверсалБанк», «Манас Банк» и Инвестбанк «Иссык-Куль». В результате реабилитации АКБ «Инсан», «Акылинвест», «Дыйканбанк» полностью выплачена кредиторская задолженность перед кредиторами банков, в том числе государству в лице Министерства финансов КР и НБКР. Завершён процесс банкротства в АКБ «Кыргызжер».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: