Туркестанская трагедия

На прошлой неделе в Кыргызско-Российском славянском университете прошла международная научная конференция «Среднеазиатское (Туркестанское) восстание 1916 года: история в документах».

На самом высоком уровне

До этого года события вековой давности особо широко не освещались. Не было ярких дискуссий по поводу 80¬летия, 90¬летия... Однако, чем ближе к юбилею, тем эта тема стала более обсуждаемой. Причём мнения высказываются самые разные, вплоть до обвинений в геноциде. Это ещё раз показывает, что сегодняшнее общество нуждается в объективной исторической оценке причин и последствий произошедшего. И главным образом для того, чтобы подобные события никогда не повторялись.
Напомним, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Указ «О 100¬летии трагических событий 1916 года». В документе в частности говорится, что «в течение длительного времени проводилась ошибочная политика замалчивания трагедии 1916 года. Поднимаемые в последние два десятилетия отдельные инициативы гражданского общества не получили реального продолжения в решениях государственных органов. В результате остаются нерешёнными вопросы объективной исторической оценки событий 1916 года, захоронения останков беженцев на труднодоступных перевалах, а также увековечения памяти погибших».
В президентском указе чётко сказано, что с началом Первой мировой войны недовольство царской политикой вызвало усиление национально­освободительного движения. Царский указ о мобилизации коренного населения Туркестанского края на военно¬тыловые работы стал непосредственным поводом для массовых протестов. Первые волнения произошли 4 июля 1916 года в г. Ходженте с участием таджиков, кыргызов, узбеков и других жителей Ферганской долины. Локальные столкновения в разных населённых пунктах вскоре охватили весь Туркестанский край. В результате пострадали коренные жители и русские переселенцы.
Чтобы попытаться разобраться в произошедшем столетие назад, руководство Кыргызско¬Российского славянского университета (КРСУ) пригласило ведущих учёных Центральной Азии, Китая и России поделиться своими выводами и исследованиями событий тех далёких дней. Кроме того, для получения объективного представления событий 2016 года, КРСУ выпустил несколько томов архивных документов, которые наглядно рассказывают об истинной ситуации того времени.
Выступая на конференции, посол Российской Федерации в Кыргызстане Андрей Крутько отметил, что Россия полностью поддерживает оценку властей Кыргызстана в отношении трагических событий 1916 года.
— Российская сторона в своём отношении к тем событиям ориентируется на майский и августовский указы президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева, в которых дана развёрнутая оценка тех событий. Восстание 1916 года — последствие усиления национально­освободительного движения кыргызского народа, и волнения на территории Семиречья приняли характер восстания не против русских переселенцев, а против царского колониализма. Выступления кыргызов поддержали представители других этносов, и были случаи, когда русские крестьяне открывали огонь по царским войскам. Также в указе отмечено, что положить конец трагедии удалось благодаря вмешательству прогрессивных сил. Ситуация в Туркестанском крае была рассмотрена в Государственной Думе, а в основу лёг доклад комиссии во главе с Керенским, информация о карательных отрядах царских войск вызвала бурю возмущения. Депутаты оценили действия карателей как преступные, — заявил А. Крутько.
Более всех прочих документов учёные уделили внимание докладу Александра Керенского, сделанному им на заседании Государственной Думы в декабре 1916 года. Напомним, Керенский возглавлял созданную депутатами комиссию. По результатам её работы проводимая колониальная политика в регионе была подвергнута жёсткой критике.

Объективный взгляд

— Не секрет, что историю восстания 1916 года рассматривали сначала с позиции правящих кругов царской империи, затем — с точки зрения советского государства, возникшего после победы Октябрьской революции. Сегодня настало время рассматривать историю тех событий с позиции существующего суверенного кыргызского государства и его дальнейшей судьбы. Однако я считаю, что сейчас важно определить историческую истину, но ни в коем случае не политизировать этот вопрос в контексте сегодняшних кыргызско­российских отношений. Вражды между русскими и кыргызами в стране никогда не было, — прокомментировал академик Аскар Какеев.
Большинство представителей научного сообщества Кыргызстана сошлись во мнении, что очень важно с особой осторожностью, самопроизвольно не завышая без научного подтверждения цифры, установить реальные человеческие жертвы. Учёным двух стран необходимо также совместно оценить личности деятелей тревожной эпохи — Алексея Куропаткина и Александра Керенского. Неоднозначность этих фигур очевидна — например, за политическими антицарскими заявлениями Керенского не последовали конкретные действия по спасению кыргызских беженцев. Это спасение принесла Советская Россия.
На конференции также подняли вопрос влияния внешнего фактора на возникновение и развитие восстания. В частности, попытки офицеров разведки турецкого генштаба повлиять на ход событий в направлении масштабного неповиновения всего населения Туркестана властям. Кроме того, предполагалось под знаменем ислама вести «священную войну» против «неверных». Турецкие офицеры, а также туркестанские купцы пытались спровоцировать противостояние на религиозной почве, чтобы открыть туркестанский фронт против России. Восстание отвлекло необходимые на фронте воинские части, замедлило мобилизацию и отправку местного населения на тыловые работы, обострило межнациональные и межконфессиональные отношения в России. И тому есть документальное подтверждение.
Именно поэтому учёные считают, что не стоит забывать о внешних дестабилизирующих силах, есть свидетельства участия немцев и турок в организации волнений. Используя лозунг о якобы имевшейся в России национальной и религиозной нетерпимости, Турция пыталась раскачать ситуацию в Туркестане, Закавказье, Поволжье. Словом, драматические события 1916 года требуют профессиональной дискуссии, основанной на документальных фактах, и глубокого научного осмысления. Нельзя допустить здесь политических спекуляций, замешанных на историческом невежестве.
— 1916 год нужно рассматривать не с точки зрения межконфессионального конфликта. Русские переселенцы никогда не враждовали с местным населением. Это исторический факт. Сейчас историки уже доказывают, что здесь просматривается рука некоторых западных стран, в том числе Великобритании, которая планировала данный конфликт. Сегодня эту дату всячески раскручивают опять¬таки на западе, пытаясь всеми силами вбить клин между русскоязычным и местным населением, между православными и мусульманами. Мы, как люди, стремящиеся к миру, должны стараться освещать события таким образом, чтобы не разжигать в людях злопамятство и страсть, не возбуждать лишних эмоций, а относиться с пониманием, — считает представитель Русской православной церкви в Кыргызстане протоирей Игорь Дронов.
Обсуждая события тех далёких дней, сегодня можно сказать: сколько людей, столько и мнений. Именно для того, чтобы эти мнения не были ошибочными, учёные КРСУ вместе с коллегами из других высших учебных заведений Кыргызстана и решили документально доказать или опровергнуть слухи и домыслы. Люди должны сами сделать выводы, основываясь лишь на фактах.





Максат ЧЫНГЫЗ уулу


Из стенограммы выступления А. Керенского:

«Я категорически и совершенно определённо вам отвечаю: причиной всего того, что произошло в Туркестане, является исключительно центральная власть, объявившая и проведшая в жизнь беззаконное Высочайшее повеление беззаконным порядком, с нарушением всех элементарных требований закона и права. Это они (указывая на места правительства) являются виновниками того, что они разрушили эту цветущую окраину, это они создали там условия, при которых местное население начинает голодать. Это они, господа, виновники того, что ко всем фронтам войны прибавился новый Туркестанский фронт. Вы представьте себе то, что я говорил о содержании указа, и вы поймёте, для вас станет совершенно очевидным всё, что было и должно было быть, когда он дошёл на места. Но, ведь, кроме того, что заключалось в самом указе, есть ещё местные условия, есть быт, есть экономические условия жизни данного населения. Высочайшее повеление, проведённое без обсуждения на местах, без всякой подготовки, шло настолько вразрез со всем укладом местной жизни, что оно совершенно не могло быть проведено в действительности в жизнь…»
Архив
«Секретно.
Представление военному губернатору Ферганской области от начальника Туркестанского военного охранного отделения полковника Волкова. 27 июля 1916 г.
…Имею честь донести Вашему Превосходительству, что ко вновь полученным из заслуживающего внимания агентурного источника сведениям 21 и 22 сего
июля в селе Канибадам, Кокандского уезда, в доме Канибаданского народного судьи Мулла¬Тюря¬Хан¬Ходжа¬Ишан­Дамулла¬Саид­Усман¬Ходжа¬Ишанова происходили собрания по поводу осуществления набора туземцев в рабочие команды. При этом народный судья и местный Имам объяснили собравшимся, что по шариату мусульманам никоим образом нельзя исполнить этого требования правительства, так как в шариате сказано, что кто пойдёт в названные рабочие команды, тот сделается кафиром (неверным), и его потомки до седьмого колена будут мучиться в аду. В заключение было решено распространить среди населения слухи об оказании сопротивления при призыве рабочих. Во многих селениях области идут разговоры о том, что мужчины и женщины в период осуществления призыва рабочих окажут серьёзное сопротивление, и население начинает прятать своё имущество в землю…»
(РГВИА. Ф. 1396. Оп. 2. Д. 2422. Л. 318)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: