Ставка на недра

Инвестиционная привлекательность — это словосочетание стало популярным у кыргызстанских политиков и чиновников, экспертов и правозащитников. Что, впрочем, неудивительно. В стране давно сложилась ситуация: сами не можем — другим не дадим. Инвестор, решившийся всё¬таки вложиться в Кыргызстан, сталкивается с немалыми трудностями. Хотя, по идее, государство, наоборот, должно приложить максимум усилий для ведения бизнеса.
И начинать надо с главного. Факт пока остаётся таковым — в Кыргызстане нет закона, направленного на защиту неприкосновенности частной собственности. Хотя подобная норма и содержится в Конституции, она носит декларативный характер.
— Мы инициируем принятие конкретного законопроекта «О неприкосновенности частной собственности». Есть много нормативно-правовых актов, где говорится о защите инвесторов, частной собственности — Трудовой, Налоговый, Уголовный кодексы... Однако для граждан Кыргызстана, и предпринимателей в частности, очень важно быть уверенными в сохранении своего бизнеса. И если на этот счёт будет специальный закон, то отпадёт необходимость искать в других законах нужные статьи, а апеллировать, при необходимости, одним. Конечно, Конституция страны даёт инвесторам определённые гарантии защиты, но там не прописаны все механизмы той же компенсации, например, при изъятии собственности, национализации и так далее. Этим же законом будет защищён каждый инвестор, который вкладывает в КР деньги. Он будет чувствовать, что его собственность неприкосновенна, — пояснил депутат ЖК КР от фракции «Республика Ата-Журт» Бактыбек Сыдыков.
В то же время авторы законопроекта отмечают, что на инвестиционную привлекательность оказывают влияние несколько факторов, в частности, часто меняющееся законодательство, несовершенство судебной системы, бездействие правоохранительных органов, огромное количество различных проверок субъектов предпринимательства, политическая нестабильность, рейдерские захваты и высокий уровень коррупции.
— В Индексе экономических свобод Кыргызстан в прошлом году занял 96 место, опустившись на 14 позиций по сравнению с 2014-м. Тем самым экономику нашей страны на международной арене признают преимущественно несвободной. Снизились некоторые позиции и в рейтинге ведения бизнеса. А на данные подобных исследований смотрят инвесторы, — отметил депутат ЖК Руслан Казакбаев.
Многие инвестиционные проекты, к сожалению, так и не были реализованы по разным причинам: нехватка ресурсов у инвестора, препоны со стороны государства и местных властей или населения, изменение законодательства и т.д. Хотя о важности участия как иностранных, так и местных предпринимателей в экономике государства говорится постоянно. В частности, в этом году только Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам планирует провести 16 аукционов и 7 конкурсов на разработку месторождений.
— Мы объявили конкурс на право пользования месторождением Кара-Кече. Также планируем провести конкурсы по месторождениям белого мрамора Акарт, известняка — Аксай, гипса — Ноокатское, угля — Сулюкта (поле №11) и т. д., — сообщил начальник управления информационных ресурсов госагентства Азис Сапаралиев. — Также в этом году планируется запуск месторождения Иштамберды, расположенного в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области. Начата работа на месторождении Алтын-Кен. Запуск же разработки месторождений — это дополнительное пополнение республиканского и местного бюджета, а также новые рабочие места. Как мы все знаем, из-за отсутствия рабочих мест и достойной оплаты наши молодые трудоспособные люди вынуждены уезжать в поисках работы за границу. При разработке месторождений создадутся тысячи рабочих мест.
К сожалению, не всегда желание гос­агентства запустить то или иное месторождение воплощается в жизнь. По некоторым до сих пор продолжаются судебные разбирательства, а где-то инвестору так и не дали начать работу. Хотя подобные предприятия смогли бы существенно улучшить положение дел в экономике страны. Взять, например, «Кумтор». За время работы компании с 1994 по 2015 гг. выплаты на территории Кыргызстана превысили 2,964 млрд долларов. В прошлом году его платежи, включая налоги, плату за аффинаж, оплату местным поставщикам за поставку товаров и услуг, выплаты по инфраструктуре, благотворительность и пр., превысили 256 млн долларов (в виде налогов, отчислений в Социальный фонд Кыргызской Республики, а также прочих обязательных выплат со стороны компании превысили 123 млн долларов — около 9,373 млрд сомов). Вообще же, по утверждению экс-премьер-министра Темира Сариева, горнодобывающая отрасль приносит казне государства 106 млрд сомов в год, это около 30% всего ВВП страны. По доходной части предприятия дают примерно 17 млрд сомов, это около 18% от налоговых поступлений. С запуском новых предприятий можно быть уверенными, эти цифры увеличатся. В условиях же кризиса, который сейчас проживает Кыргызстан, это просто необходимо. Главное, создавать инвесторам условия для работы не только на бумаге. И не менять правила игры…





Мария ОРЛОВА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: