Экспертное мнение



Недавно в Бишкеке прошла Третья школа ОДКБ. Специалисты Российского института стратегических исследований обсудили проблемы обеспечения Евразийской безопасности. О наиболее актуальных проблемах в этой области рассказал гость «АН» — руководитель Центра североатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований, доктор экономических наук Георгий Тищенко.

— ГЕОРГИЙ Георгиевич, сегодня много разговоров о новом мировом порядке, переделе сфер влияния и так далее. Кому какая роль отводится?

— Начиная разговор на такую щекотливую тему, прежде всего нужно понять, какой смысл вкладывается в это понятие? Так, группа, которую возглавляет бывший госсекретарь США Генри Киссинжер и куда входят различные видные представители администраций бывших президентов США, выработала следующую карту действий: куда и как вести мир? Согласно выработанному плану, прежде всего Соединённые Штаты должны договориться с Европой и привлечь на свою сторону Китай. И это не простые разговоры, они уже находят практическую реализацию. И заключается она в следующем. Например, ведутся переговоры и заключено Соглашение о трансатлантическом торгово­инвестиционном партнёрстве, на основании которого образуется свободная экономическая зона. Второй шаг — заключение транстихоокеанского партнёрства. Причём первая фаза его уже действует с октября 2015 года. Этот документ подписали 12 стран. Так образуется огромное политическое и экономическое пространство, где нет места для России и других членов ОДКБ.

— В последнее время в мировом информационном пространстве идут практически боевые действия. Насколько опасны могут быть такие войны?

— Нашим институтом впервые были проведены исследования по оценке агрессивности СМИ. Причём накал воинственности не спадает, хотя колебания в отдельных зонах и отмечены. Страны, которые наиболее преуспели: Германия, Польша, Франция, США и Прибалтика. Скажу даже больше — информационная война выходит на второе место после применения военной силы. Если проанализировать документы, которые принимаются странами НАТО, то видно, что речь в них идёт не о наращивании военной составляющей, приоритеты там отдаются именно нагнетанию негативного информационного присутствия в том или ином регионе. И в частности в России, Китае, КНДР. ИГИЛ в данном случае стоит на последнем месте. То есть расстановка приоритетов очень чёткая. Или взять к примеру кризис на Украине. Когда туда приезжала заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, она, интересуясь развитием событий на Донбассе, спрашивала не о том, сколько населённых пунктов заняли украинские войска, а о том, сколько в распоряжении Киева телевизионных вышек. Так что в нынешних условиях основное оружие — информационные операции, и лишь потом идёт военная сила. Итогом визита Нуланд на Украину стало закрытие вещания ряда российских каналов. Сейчас на одно из первых мест в мире выходят экономические интересы стран, чего нельзя сказать об идеологических вопросах, которые несколько ушли в сторону. Если посмотреть, где сейчас больше всего происходит военных конфликтов, то это именно те регионы, которые богаты природными ресурсами. Или взять Арктику, например. На её недра заявляют права те государства, которые находятся вдали от неё.

— Расширение НАТО на восток уже очевидно. Что могут противопоставить этому страны, не входящие в альянс?

— Касательно организации Северо­Атлантического договора, вы правы. Расширение влияния НАТО будет продолжаться. Сейчас уже идёт практическая реализация вхождения в альянс Черногории и других стран. Если взглянуть на карту расположения баз НАТО, то видно, что при всех «миролюбивых» заявлениях военное присутствие вокруг России и стран, входящих в ОДКБ, увеличивается. Фактически задействованы все страны бывшего Варшавского договора. Причём стоит отметить одну важную деталь: в большей степени военные базы НАТО скомпонованы вокруг так называемого ближневосточного котла, который бурлит и будет продолжать кипеть.

— Но ведь очень часто США заявляют о своих благих намерениях. Практически спасители мира…

— Затрагивая эту тематику, отдельно хочу остановиться на противоракетной обороне США и её составляющей. Соединённые Штаты аргументируют, что при помощи ПРО собираются защищать союзников, каких­то партнёров и так далее. Но здесь наблюдается очень сильный диссонанс между теми политическими заявлениями, которые произносятся с высоких трибун Конгресса, и практическими документами, предназначенными для Во­оружённых сил Америки. Если взять закон США «О вооружённых силах»: в нём есть много весьма любопытных моментов, например, в задачи армии страны входит «защита территории США и американских интересов за рубежом». Нет ни слова ни о каких союзниках или партнёрах. Так что, о великодушии США можно не говорить. Если обратить внимание на размещение тактического ядерного оружия, то выводить или уменьшать его США ни в коем случае не собираются. Более того, они его совершенствуют. К примеру, появилась новая бомба В61-12, ядерный заряд которой программируется в зависимости от решаемых задач в том или ином регионе.




— Кроме США есть ещё развитые европейские страны. Почему они допускают разрастание американского влияния?

— Останавливаясь на теме контроля над вооружением, в частности над космическим, сегодня уже ясно, что никто по этому поводу не собирается вести какие­либо переговоры. Попытки были предприняты, но они оказались безус­пешными. Уже идёт во всю реализация программы по созданию оружия, а не просто запуск спутников­шпионов. Причём разработаны нормативы, где оговариваются условия нанесения ударов из космоса по Земле. То есть, оружия как такового ещё нет, но инструкции по его применению готовы.
Если же говорить о Европейском союзе, то радетели нового мирового порядка уготовили государствам, входящим в него, некую аморфную роль. В своё время генерал Де Голь говорил, что Европа будет Союзом наций. Увы, по этой идее нанесён сильнейший удар. Её противниками являются прежде всего Ангела Меркель и Франсуа Олланд, и смысл всех террористических ударов в Европе, наплыв беженцев — это один из факторов слома тех границ, которые сегодня существуют. Не могу не затронуть ближневос­точную проблему и в частности Сирию. На мой взгляд, Россия успешно провела военную операцию в этой стране и предотвратила тем самым передел Ближнего Востока вообще. Что же касается ИГИЛ, то это не что иное как акционерное общество, где много членов. Хочу отметить один интересный факт. По странному стечению обстоятельств документы, которые распространяет эта организация, в большинстве своём написаны на английском языке. Напрашивается вопрос — какое отношение они имеют к идеям мусульманства? Так что не стоит говорить лишний раз, откуда исходят основные импульсы инициации тех конфликтов, которые мы наблюдаем на Ближнем Востоке.

Людмила БЕСЕДИНА


Досье «АН»

Георгий Георгиевич Тищенко
Родился 12 января 1952 года. В 1975 году закончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (МВТУ). В течение 1975-1978 годов работал в НПО «Энергия» (в настоящее время «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва»). В 1979 году поступил в очную аспирантуру Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе (МАИ), которую закончил в 1982-м с защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук. Работал в системе отраслевых институтов. С 1992 года занимается научной деятельностью в Российском институте стратегических исследований. Доктор экономических наук, диссертацию защитил в 2005-м в Институте мировой экономики и международных отношений РАН. Опубликовал две монографии: «Повышение экономической эффективности военного строительства в США» и «Создание систем ПРО за рубежом и безопасность России». Автор свыше 150 научных работ, отчётов, публикаций. Соавтор восьми монографий. Неоднократно участвовал в международных конференциях.
Сфера научных интересов: военное строительство в США, военная экономика, создание систем противоракетной обороны за рубежом, военный космос, контроль над вооружениями.

Справка
Национальное управление ядерной безопасности (НУЯБ) США заявило об успешном проведении третьего, заключительного испытания модернизированной атомной бомбы B61-12. Она представляет собой двенадцатую модификацию бомбы B61, выпускаемой с 1960-х годов. Производство модернизированного боеприпаса должно начаться до 2020 года. Впоследствии B61-12 заменит предыдущие версии B61-3, B61-4, B61-7 и B61-10.
Между тем, в конце сентября 2015 года посол Германии в Москве Рюдигер фон Фрич прокомментировал сообщения СМИ о размещении ядерных вооружений США в Германии. По его словам, речь идёт не о размещении нового оружия, а о замене старого. Напомним, что на авиабазе на западе Германии США планируют разместить два десятка новых атомных бомб B61-12.
Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев и его японский коллега Сетаро Яти в ходе четвёртого раунда консультаций в Токио выразили озабоченность планами США по размещению ядерного оружия за рубежом, в том числе в Европе.