Точка невозврата



По данным экспертов Международного рейтингового агентства Standard&Poor’s (S&P), в 2016¬2017 годах дефицит бюджета Кыргызстана может вырасти на 4,5%, а сумма госдолга достичь в ближайшие годы 70% к уровню ВВП. Так что точка кредитного невозврата вероятнее всего уже пройдена.
ЭТА информация не на шутку взволновала депутатов, которые рассматривали ситуацию с внешними долговыми обязательствами страны на заседании Комитета парламента по бюджету и финансам Жогорку Кенеша. Парламентарии выразили озабоченность тем, что увеличение объёма внешнего долга несёт в себе опасность потери экономической самостоятельности республики.
Присутствующий на заседании комитета глава Минфина Кыргызстана Адылбек Касымалиев поспешил успокоить народных избранников и рассказал о поправках в законодательство о внешнем и внутреннем долге, над которыми работает его ведомство. По словам министра, сейчас в мире начали применять другую методику исчисления внешнего долга для развивающихся стран.
Теперь предельно допустимый уровень госдолга будет считаться 37% к уровню Валового внутреннего продукта, а не 70, как было раньше. Однако если верить новым расчётам, то у Кыргызстана, задолжавшего мировым финансовым институтам и странам­донорам 32%, есть ещё возможность получать кредиты на 600 млн долларов. В целом же внешний долг Кыргызстана достиг 3,6 млрд долларов.
— Уровень соотношения госдолга к уровню ВВП каждая страна устанавливает сама, чтобы внутри регулировать ситуацию. Например, Министерство финансов США и Совет управляющих Федеральной резервной системой опубликовали статистику внешнего долга Соединённых Штатов. На 31 декабря 2014 года его общая сумма составила 17,1 трлн долларов. ВВП США в 2014 году, по оценкам МВФ, составил 17,416 млрд долл. Получается, что уровень внешнего долга США достиг в 2014 году 98,3% ВВП. Ещё немного — и США пересекут психологически важную планку внешнего долга в 100%. Кстати сказать, страны ЕС пересекли её ещё в 2012 году. Хочу отметить, что превышение установленного уровня госдолга к ВВП вовсе не значит, что в Кыргызстане может начаться финансовый хаос. С уверенностью могу сказать, что на сегодня в рес­публике нет дефолтной ситуации. На данный момент наша страна находится в положении устойчивого долга с умеренными рисками. Что касается погашения долга, то в 2016 году на эти цели в бюджете заложено 20,1 млрд, а в 2017 — 19,3 млрд сомов, — пояснил начальник управления государственным долгом Минфина КР Бакыт Сыдыков.
Позитивный настрой Министерства финансов объясняется просто — можно говорить, что угодно, лишь бы не было паники. Однако понятно и другое. Рес¬публике, где нет политической стабильности и экономика давно дышит на ладан, мечтать о том, чтобы рассчитаться по долгам, не приходится.
Между тем специалисты подсчитали, что каждый кыргызстанец задолжал по внешним долгам государства почти 30 тыс. сомов (по состоянию на 31 декабря 2015 года). Такая сумма складывается путём пересчёта внешнего долга на душу населения республики.
Однако это не всё — имеет место ещё и внутренний долг страны в размере 12 874,6 млн сомов. Чтобы его погасить, каждому гражданину страны необходимо сброситься по 2,3 сома.
Министерство финансов сообщает, что Кыргызстан набирал и льготные, и нельготные кредиты, как в двустороннем, так и многостороннем порядке. Долг по льготным двусторонним кредитам составляет 1 032,19 млн долларов, по двусторонним нельготным — 250,543 млн долларов. Среди кредиторов — Япония (357 млн), Россия (300 млн), Китай (272 млн), Германия (68 млн), Ю. Корея (14 млн) и т. д.
Многосторонние льготные кредиты равняются 1 503,922 млн долларов, а многосторонние нельготные — 15,416 млн долларов. По этой статье Кыргызстан должен МВФ, АБР, Исламскому банку развития и другим. Кроме того, Кыргызстан имеет условные обязательства на сумму 561 тыс. долларов.
Отмечается, что ВВП на душу населения составляет 60 300 сомов, при этом средняя заработная плата государственных служащих — 11 316 сомов. Прожиточный минимум в стране — 5 320 сомов. Среднегодовая численность населения составляет 5,297 млн человек.




Людмила БЕСЕДИНА