Национальная идеология

Бишкек АИФ. Как объединить социализм и капитализм
Все светские идеологии претендовали на вечность, исключительность и замкнутость. Вспомним, к примеру, цитату из Ленина: «Учение Маркса всесильно, потому что верно», или сталинский лозунг: «Марксизм-ленинизм – вечно живое учение» и.т.д. И действительно, эти идеи, говоря словами К. Маркса, овладев массами, стали такой материальной силой, что сломали хребет 300-летней романовской государственности, и на её обломках была воздвигнута одна из величайших сверхдержав мира – Советский Союз. В том, что произошел её распад, – много объективных причин, но закостенелость коммунистической идеологии, её оторванность от реальной действительности сыграли воистину роковую роль.
Народная трагедия
Но начнём мы всё-таки с либеральной буржуазной идеологии. «Крот истории» роет по-своему. Казалось бы, совсем недавно развалилась коммунистическая система, но вот за ней с шагом в полтора десятилетия буквально начал сыпаться либерализм. Сегодня именно на благополучном либеральном Западе бурлят социальные протесты и бунты, как кегли, падают правительства и банки. Нынешняя модель западного капитализма, построенная на развитой демократии, не выдерживает новых вызовов времени. Растерянные правящие режимы либерального Запада бросились под спасительное прикрытие старого, ранее ими отвергнутого, но верного защитника их интересов – национального государства, которое ныне усилилось повсеместно. И похоже, что Запад возвратится к демократиям, существовавшим при Де Голле, Черчилле, Рузвельте или Эйзенхауре, которые были по нынешним стандартам весьма авторитарными.
А что же в этом смысле у нас? За прошедшие 20 лет народ Кыргызстана сполна испытал внезапно свалившиеся на него «прелести» новоявленного капитализма. Именно здесь либерализм развился во всех фазах, практически до нелепостей. В результате одновременной либерализации и демократизации, сердцевиной чего была «прихватизация» собственности, полностью разрушилось народное хозяйство, износилась национальная инфраструктура, оказалась парализованой социальная сфера. Подавляющая часть населения попала за черту бедности. Но самое страшное – это развернувшийся в стране разгул губительной идеологии потребления, что разрушает духовно-нравственные устои общества. Сегодня правят балом деньги, по сути, «отменена» мораль. Национальная олигархия и бюрократия всеми действиями подчёркивают, что мораль никому не нужна. И это является самой большой народной трагедией. Беспрецедентный в мировой истории факт: в течение 10 лет произошло бегство сразу двух президентов республики, и главными причинами тому стали моральное разложение и алчность проворовавшихся семейных кланов.
А почему бы нет?
Таковы судьбы и других идеологий, претендующих на гегемонию. Так, сегодня нет половины Грузии из-за воинствующей идеологии национализма, насаждаемой президентами Гамсахурдия и Саакашвили под знаменем «Грузия для грузин». В 90-х годах российские либеральные реформаторы тоже провозгласили «Россию для русских», и страна лишилась более половины территории и населения громадного Советского Союза.
Сегодня и на Западе, и на Востоке многим уже совершенно очевидно, что ничего нельзя построить по принципу исключительности идеологий. Чрезвычайно необходимо что-то синтетическое. Между тем у нас в Кыргызстане «искателей» такой исключительной «небесно-чудодейственной» идеологии десятки и сотни. Сгораешь от стыда, когда почти каждый, начиная от лавочника до правительственного чиновника, долдонит об идеологии, о том, что «её нет, что её надо создавать». Им невдомёк, что крупномасштабные, судьбоносные идеологии рождаются как ответ назревшим и важным потребностям переживаемой эпохи и разрабатываются профессиональными идеологами.
Нынешний момент в мировой истории выдвигает повышенный интерес к теории конвергенции общественных систем, ориентированной на синтез лучших, жизнеутверждающих черт социализма и капитализма. Кажется на первый взгляд странным, что эта проблема активно ставится именно на Западе, идея конвергенции затронула даже общественнось цитадели капитализма – США. Например, известный американский политолог Дж. Коэн недавно издал труд «Социализм – а почему бы нет?» и там он пишет: «Я согласен с Альбертом Эйнштейном, сказавшим, что социализм – это попытка преодолеть грабительскую фазу человеческого развития», то есть капитализм.
Видный российский демократ Г.Х. Попов пишет: «Когда-то я говорил с Андреем Дмитриевичем Сахаровым по поводу его теории конвергенции, и он сказал: «Я только приложил принцип дополнительности Бора к общественной ситуации». Будущее человечества он видел в грядущей конвергенции двух социально-экономических систем, в ходе которой исчезли бы причины и источники их смертельного противостояния.
Жертвенная страна
Вот с этой точки зрения мы в Кыргызстане сейчас оказались в положении, когда нам острейшим образом необходимо движение по пути принципа дополнительности, согласно которому противоборствующие концепции взаимно дополняют друг друга. Кыргызстан – наиболее пострадавшая страна от ошибочных либерально-рыночных реформ. Но всё-таки у него сохранились реальные предпосылки строительства социально-ориентированного государства: сохранилась пенсионная система, остались бюджетные сегменты в образовании и здравоохранении.
Надо отдать должное, что нынешнее политическое руководство республики при всех кричащих проблемах и недостатках всё-таки не упустило из рук социальные аспекты экономического развития. Весьма обнадёживают факты массовых инвестиций в инфраструктуру республики. Когда было так, что в КР строилось и ремонтировалось столько дорог республиканского и местного значения, когда заключались соглашения, подобные тем, которые уже реализуются и будут реализовываться в энергетике страны. Это и линии электропередач «Датка-Кемин», и строительство новых гидроэлектростанций на реке Нарын. И что меня приятно удивляет – объём инвестиций в основной капитал освоенных объектов обрабатывающей промышленности за прошедший 2012 год увеличился почти в 3 раза! Пусть этот факт пока выглядит незначительным, но он имеет тенденцию к перелому ситуации в сторону производства собственной импортозамещающей продукции. Ведь наш рынок сегодня буквально переполнен китайскими товарами, которые специально удешевлены посредством демпинга, и мы фактически инвестируем свои скромные средства в громадную экономику Китая.
Многообещающий путь
Надо ясно понимать, что концепция постиндустриальности – миф. Самые богатые страны мира, сами закружив нам головы мифологией о постиндустриальном рае и фактически запрещая нам собственное производство, продвигаются по пути индустриального развития. Этим, кстати, определяется постоянно растущая роль науки и высшего образования в обществе.
В советские годы в Кыргызстане наука и образование были гордостью и козырем общества. Но, как известно, новоявленный дикий капитализм буквально убил науку. Особо следует сказать о плачевном состоянии НАН, где давно изношены лабораторное оборудование, вполне достойные прикладные разработки лежат без внедрения, лучшие, испытанные кадры покидают её стены во многом из-за мизерной зарплаты. Между тем для нашей Академии наук не всё потеряно. Худо или бедно сохранилась недвижимость: добротные здания, институты и лаборатории и, самое главное, сохранился основной костяк научных кадров. Так что у нас есть хорошие предпосылки для возрождения академической науки. Никто там не ждёт молочных рек и кисельных берегов. Там реально оценивают возможности нашего государства. Но и ждут от правительства компетентного и заинтересованного внимания и доверия.
В этой связи вызывает недоумение, почему руководители республики избегают встречи с учёными НАН? Время требует именно от руководителей страны прибегнуть к чрезвычайным мерам, чтобы воссоздать образование и фундаментальную науку как систему воспроизводства интеллектуального потенциала нации. Если у нас не будет собственной солидной науки, мы в перспективе не только не сможем создать экономику знаний, но и потеряем лучшие молодые мозги – люди уедут зарубеж.
Уверен, что из кризисного положения Кыргызстан может выйти путём создания конвергентного социального общества, которое вобрало бы в себя наилучшие черты социалистического прошлого республики и современной западной социальной системы.
В этой связи я бы советовал нашим политикам прислушаться к мнению выдающегося российского учёного, академика Е. М. Примакова: «Задача властей – социально- ориентированную политику и экономику сочетать с истинно либеральными ценностями. Именно это может быть национальной идеей России, которая будет двигать её в будущее. И роль государства в назревших переменах становится определяющей».
Надо ли доказывать, что и для Кыргызстана этот путь единственно правильный и многообещающий.
Жумагул Сааданбеков, общественный деятель, доктор политических наук.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: