Ловись, рыбка!



Бишкек АИФ. Мы можем накормить ею всю страну
Сегодня в Кыргызстане более 50 рыбных фермерских хозяйств и
250 рыбохозяйственных водоёмов, занимающих чуть более 56 тысяч га. Рыбу разводят в основном в четырёх крупных водохранилищах: Токтогульском, Базар-Коргонском, Орто-Токойском и Кировском, есть множество рек, где промышляют рыболовы-любители, существует и злостный нелегальный лов рыбы. Однако потенциал развития этой отрасли в республике, как показывают результаты анализа и мониторинга, используется недостаточно, и на душу населения в стране приходится очень малая доля рыбных запасов.
Об этой ситуации мы беседуем с директором Департамента рыбного хозяйства при Минсельхозе Самарбеком Кучуковым, ведущим специалистом биосферной территории «Ыссык-Кол» Искандером Осмоновым и фермером Эсеном Аламановым.
Инвестор любит тишину
Директор Департамента рыбного хозяйства при Минсельхозе Самарбек Кучуков уверен, что мы можем накормить рыбой всю республику.
– После развала Союза, а вместе с этим и рыбного хозяйства добыча упала с 1 500 тонн в год почти до нулевой отметки. Если прежде мы не только выращивали тонны рыбы, но и снабжали посадочным материалом (более 20 млн. штук) союзные республики, то в прошлом году, по официальным данным, было добыто лишь около 300 тонн рыбы. Однако при общем упадке отрасли процветает браконьерство, нелегальный лов остаётся бесконтрольным.
Потребление рыбы в мире составляет около 18 кг в год на человека, у нас же – чуть больше 1 кг. Учитывая, что общая площадь водной поверхности в Кыргызстане около 1 млн. га, просто унизительно называть такие цифры. Нужно менять и культуру питания, пропагандировать рыбопродукты, рассказывать о их пользе и необходимости. Хорошо было бы включить рыбу в меню завтраков для школьников младших классов.
Сегодня мы находимся на пороге становления рыбного хозяйства страны, и чтобы в корне изменить существующее положение, прежде всего необходима национальная стратегия и политика, которые будут способствовать развитию этой отрасли. Нужно изменить хищническое отношение людей к использованию природных богатств. Браконьеров не останавливает ни то, что рыба идёт на нерест, и они уничтожают будущее потомство, ни штрафы (тем более, что они невелики, да и с инспекторами можно договориться). Правды ради, надо сказать, что для многих – это единственный источник существования. Но разве стал бы колхозник распарывать брюхо коровы, чтобы вынуть нерождённого телёнка, даже если бы ему нечего было есть?
Мы надеемся, что ситуация начнёт меняться после принятия проекта Национальной политики о рыболовстве и аквакультуре в КР, разработанного совместно с ФАО (производственная и сельскохозяйственная организация ООН), при поддержке правительства, участии общественности и привлечении инвесторов. Что ещё очень важно – из тени выйдут браконьеры. Теперь – это члены общественного объединения «Кетмен-тобо – Балык чарбасы», с которыми Департамент рыбного хозяйства и местные айыл окмоту заключают договор о промысле и реализации продукции. Это первый документ подобного рода, касающийся района промысла Токтогульского водохранилища, но вскоре такие же объединения будут создаваться во всех регионах республики. Через пять-десять лет мы сможем накормить рыбой всю страну. Но для этого, конечно, нужна стабильность.
Чужие там не ходят
Искандер Осмонов – ведущий специалист биосферной территории «Ыссык-Кол», окончил Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства. Искандер считает, что ориентироваться надо на интенсивные методы, тогда мы сможем даже экспортировать рыбу. При этом нужно соблюдать два условия: высокое качество продукции и приемлемая цена. Достигается это за счёт низких энергозатрат дешёвой рабочей силы и привлекательности инвестиционного климата.
– Сегодня изменились критерии промысла, – говорит Осмонов, – если раньше важна была в первую очередь продуктивность, то сегодня главное – биоразнообразие. Прежде Иссык-Куль был уникальным, высокоэндемичным водоёмом, где из 11 видов – 9 были эндемиками, то есть, видами, которые нигде больше не встречались. Сегодня там много чужеродных, хищных видов, которые, попав в озеро, уничтожили находившихся в нём рыб, в частности, чебачка. По последним данным, чебачок сохранился лишь в юго-западной части озера, но он может восстановиться сам.



Вообще, полагает Осмонов, Иссык-Куль лучше не трогать, чтобы сохранить биоразнообразие и не дать исчезнуть уникальным видам фауны. Выращивать рыбу нужно в прудах, при интенсивной технологии разведения одно прудовое хозяйство на 100 га может дать 1000 тонн рыбы в год – столько же, сколько давал Иссык-Куль в самые лучшие годы.
Есть золотой стандарт экономики: спрос рождает предложение. Осмонов уверен, чтобы увеличить производство рыбы, нужно повысить её потребление. Если нет спроса, его надо формировать, менять мышление населения. В связи с историческими особенностями кыргызы рыбе всегда предпочитали мясо, но сегодня мы знаем то, чего не знали наши предки: в рыбе много фосфора, который необходим детям для развития. Для взрослых – рыба вместо мяса – это профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Может быть, увеличив количество рыбы в рационе жителей, Кыргызстан перестанет лидировать в области болезней сердца? По-этому, полагает мой собеседник, стимулирование потребления рыбы должно стать государственной политикой.
Что же касается формирования рынка рыбной продукции и механизмов управления рыбными хозяйствами, а также интенсификации производства, это будут сообща вырабатывать ассоциации рыбоводов, создаваемые в республике по инициативе ФАО.
– Серьёзный урон рыбоводству наносят браконьеры, – говорит Искандер, – это социальное явление, которое получило распространение в связи с тяжёлым экономическим положением. Работы нет, значит, чтобы выжить, приходится выбирать: или миграция, или незаконный промысел. Учёту не поддаётся ни количество выловленной браконьерами рыбы, ни число тех, кто занимается незаконным промыслом. Ловят все те, кто живёт возле водоёмов, в аильных округах, и особенно этого не скрывают. Ясно одно: чужие там не ходят.
Семейный бизнес – дело женское
Эсен Аламанов, до недавнего времени директор ОсОО «Караколбалыгы», в рыбном хозяйстве не новичок. Молодой специалист-ихтиолог одним из первых в 1978 году приехал на только открывшийся Каракольский рыбзавод, где занимался воспроизведением ценных видов: иссык-кульской форели, сига, лудоги, голого османа. Тогда же разводили прудовые виды, в Караколе был и рыбопитомник, где держали карпа, белого амура, сазана, толстолобика. Много лет он трудился в качестве главного специалиста Департамента рыбного хозяйства, а в начале 90-х, когда производство развалилось, организовал частное хозяйство.
– Конечно, было нелегко, – рассказывает Аламанов. – Ведь всё растащили: и технику, и оборудование, разрушилась система водоснабжения. Подорвано было и маточное поголовье рыб. Сейчас по мере возможности восстанавливаем. Площадь хозяйства 75 га, есть свой инкубационный цех, оборудование, наладили систему водоснабжения.
Сегодня у Аламановых 16 рыбных хозяйств. Это их семейный бизнес: работают и Эсен с женой (она сейчас «подвинула» мужа, став директором их предприятия), и двое сыновей. Так как самим справляться трудно, взяли ещё пятерых работников, которым не только деньги платят, но и жильё предоставили. По договорённости с Департаментом рыбного хозяйства занимаются воспроизведением ценных видов рыб, которые поставляют в другие хозяйства.
– При Союзе, – говорит мой собеседник, – мы выращивали 4-4,5 млн. штук молоди иссык-кульской форели, до 15 млн. штук молоди иссык-кульского сига. Сегодня, конечно, другие масштабы. Задание Департамента рыбного хозяйства по форели – 300 тысяч штук икры форели, 3 млн. – иссык-кульского сига, 6 млн. – сон-кульской пеляди.
На трудности Аламанов не жалуется, конечно, приходится восстанавливать оборудование, для чего нужно немало средств, а кредиты – это, прежде всего, высокие проценты. Как отдавать? Да и создание маточного поголовья – дело непростое, требует и времени, и средств. С образованием ассоциаций, считает Эсен Аламанович, станет полегче – можно будет получать гранты международных организаций, обмениваться опытом, сообща решать проблемы.
Сегодня семья Аламановых вместе со своим маленьким коллективом делают общее дело, кормят себя и своих близких, а ещё – заботятся о том, чтобы оставить потомкам чистое озеро, в котором будет много рыбы.
Раиса КАМАРЛИ


Комментарии (1)