Нам бы даром



Данная структура начала активно работать в республике менее года назад. За это время для экономики Кыргызстана удалось сделать столько, сколько не сделала, пожалуй, ни одна подобная организация. РКФР начал свою работу в беспрецедентно короткие сроки, однако именно фонду сегодня достаётся больше всего нареканий от чиновников и бизнесменов.
Займ по расчёту
Кто-то упорно пытается создать впечатление, что если фонд не стал играть по их правилам, то стало быть он и вовсе не нужен. Между тем стоит напомнить, что РКФР уже профинансировал ряд крупных проектов в сельском хозяйстве, в частности, в птицеводстве.
В сентябре 2015 года было подписано соглашение о сотрудничестве с «Айыл Банком» и «РСК Банком». Финансово-кредитным учреждениям выделено по 600 млн сомов (каждому) для реализации программы целевой поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в Кыргызстане. И эти средства успешно осваиваются. Продолжится кредитование этой линии и в 2016 году. На эти цели заложено 1,8 млрд сомов. Причём, стоит напомнить, что изначально при создании фонда финансирование этого направления не предусматривалось. Кредитование МСБ было исключительно в ведении коммерческих банков. Однако условия получения займа у этих финансовых учреждений оказались не такими уж простыми. Да и стоимость кредитов в сомах достигала 35%, в долларах — 25% годовых.
Правление РКФР, реально оценив возможности экономики, решило пойти навстречу предпринимателям. Кредитование МСБ за счёт средств фонда осуществляется через два государственных банка под минимальную ставку — 12% годовых. И что особо важно — в национальной валюте. Надо сказать, что сегодня ни один коммерческий банк в Кыргызстане такого позволить себе просто не может.
Кроме этого, в рамках подготовки программы по строительству доступного жилья во всех семи областях республики рабочая группа Российско-кыргызского фонда развития уже провела встречи с руководителями Нарынской, Таласской, Ошской областей и мэрами городов Нарын, Талас и Ош. На очереди встречи с руководителями остальных областей.
По словам главы фонда Нурсулу Ахметовой, в 2016 году РКФР, кроме участия в программах жилищного строительства, профинансирует реализацию нескольких крупных проектов. В частности, модернизацию международных аэропортов «Манас», «Иссык-Куль» и строительство фабрики по покраске хлопчатобумажной ткани. В фонде считают, что также необходимо развивать транспортный потенциал страны, создавать такую инфраструктуру, которая будет удобна и для перевозчиков, и для туристов.
К началу 2016 года два госбанка одобрили заявки от 92-х предприятий на общую сумму 1,31 млрд сомов. Всего же поступило 360 бизнес-предложений на финансирование проектов в агросекторе, обрабатывающей, горнодобывающей и металлургической промышленности на общую сумму 5,1 млрд сомов, что свидетельствует о высокой заинтересованности МСБ в долгосрочных кредитах в национальной валюте.
Напомним, что проекты стоимостью свыше 3 млн долларов, как и предполагалось ранее, будут финансироваться напрямую фондом во избежание конкуренции с банковским сектором.
По чужим правилам...
Тем не менее, несмотря на эти положительные моменты, в республике нашлись политики, причём некоторые из разряда высокопоставленных, которые недовольны работой международной организации. Выступают они с критическими заявлениями в адрес РКФР так, словно фонд обязан не выделять деньги под перспективные проекты, а просто раздать всем заявителям. Между тем стоит напомнить: Российско-кыргызский фонд развития был создан, чтобы поддержать интеграционный процесс при вхождении Кыргызстана в Евразийский экономический союз и дать стране импульс для устойчивого развития и модернизации, но никак не решать социальные проблемы КР.
Больше всего замечаний к фонду из-за длительности процедуры получения средств. Дескать, развели бюрократию. Например, в конце декабря депутат Жогорку Кенеша Зиядин Жамалдинов возмущался по поводу того, что РКФР не выдал кредит его родственнице. Причём этот частный вопрос парламентарий почему-то озвучил на заседании фракции. Депутату пообещали разобраться в ситуации.
Выяснилось также, что значительная часть предложенных проектов больше напоминала пожелание получить деньги, чем мало-мальски приемлемый бизнес-план. Из 50-ти заявок от банков и представителей бизнеса на получение прямого финансирования от Российско-кыргызского фонда развития только десять более-­менее соответствовали необходимым требованиям.
— Большинство заявок не прошли из-за требования о собственном вкладе заявителя, — пояснил член правления РКФР Бакыт Курманбеков. — Были также идеи, оформленные не надлежащим образом, их мы тоже не могли одобрить. Люди идут за деньгами и не понимают, что мы не благотворительная организация, и наши средства — это не грант, который не придётся возвращать. При подаче заявки нужно полное технико­экономическое обоснование, все расчёты, вся информация о кредитополучателе. Надо понимать, что мы работаем на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности и прозрачности. И просто так деньги не раздаём.
Минус бизнес-план
По словам эксперта, вся необходимая информация о том, как составлять документы, есть на сайте организации. Тем не менее, немало претензий высказывается по поводу того, что заёмщик должен внести 20% от стоимости проекта, что, по мнению фонда, в какой­то степени накладывает ответственность на заявителя и гарантирует возврат средств. Но, несмотря на разъяснительную работу, некоторые предприниматели наивно полагают, что деньги РКФР — это не что иное, как грант или благотворительная акция. Возможно, они хотели так думать. А получив отказ, садились строчить жалобы.
Напомним, согласно своему уставу Российско-кыргызский фонд развития не выдаёт кредиты организациям, которые работают неэффективно или находятся на стадии банкротства. В фонде отмечают, что к ним часто поступают заявки от предприятий, которые берут средства, чтобы покрыть долговые обязательства перед другими банками.
Кстати, такого же правила придерживаются и другие зарубежные финансовые институты, работающие в Кыргызстане.
— У нас есть свои критерии выдачи кредитов, — пояснила глава РКФР Нурсулу Ахметова. — Наши средства не рассчитаны на финансирование оборотного капитала. На конец октября 2015 года в фонд поступило 143 заявки на общую сумму 2,4 млрд сомов. Из них 93 проекта касаются аграрного сектора, 37 — перерабатывающей промышленности, 7 — горнодобывающей отрасли, 3 — строительства малых ГЭС и другие. Хочу также отметить, что фонд не может финансировать юридических и физических лиц, которые прямо или косвенно связаны с политической деятельностью.
Фонд обвиняют в том, что у него нет гибкой политики работы с коммерческими банками. Как объясняет заместитель председателя Правления РКФР Владимир Некрасов, сотрудничество фонда с финансово­кредитными учреждениями будет ограничиваться лишь целевым финансированием.
— Мы должны следить, на что пошли средства. Распыления средств тоже не будет, так как мы будем финансировать проекты только в реальном секторе экономики. Ещё один существенный момент: для нас не важно, компания какой страны подаёт заявку — важно, чтобы эта компания была резидентом КР. Пусть регистрируются здесь и платят налоги в бюджет Кыргызстана, — пояснил он.
Для собственной финансовой устойчивости фонд должен обеспечивать высокий уровень возвратности выданных средств. Это необходимо для восполнения и увеличения ресурсной базы, а также для привлечения средств из других источников. РКФР работает в Кыргызстане менее года. Может не стоит пока торопиться с выводами и оценками?




Людмила БЕСЕДИНА