Заказ на вакансию

Работодатели зачастую не хотят брать выпускников «без стажа работы», а соискатели не имеют представления, как и куда можно направить свои шаги после окончания учебного заведения. Помочь в этом может национальная программа стажировок, которую сейчас разрабатывает Молодёжный фонд Instream совместно с Министерством образования и науки КР. Авторы уверены, что этот документ создаст хороший стимул для трудоустройства молодых кадров.
МИНИСТР образования Эльвира Сариева сообщила, что в настоящее время ведомство работает над изменениями стандартов образования, которые позволят значительно сократить брешь между запросами работодателей к молодым специалистам и уровнем подготовки их в учебных заведениях.
— В прошлом году была проведена программа стажировок, после которой 83% участников определились с будущей профессией, а половина изменила своё мнение после встреч с представителями бизнеса, — отметила она. — В ближайшее время стартует программа по взаимосвязи профтехобразования и школы, чтобы получив аттестат, ученики имели ещё и востребованную специальность. Сейчас прорабатываются разные варианты внедрения этой системы в пилотных школах.
Эльвира Сариева призвала представителей бизнеса активно подключаться к процессу обу­чения студентов, чтобы на начальном этапе заложить свои требования к программам подготовки кадров.
Нужные работники — столяры
и плотники!
О необходимости «государственного заказа» в системе образования говорится не один год. Зачастую выпускники «престижных» факультетов остаются невостребованными и работают не по полученной специальности, а бизнес-структуры, государственные, муниципальные органы и т. д. испытывают кадровый голод, не имея возможности выбора нужных специалистов. По мнению разработчиков национальной стратегии стажировок, внедрять её надо со школьной скамьи, чтобы помочь старшеклассникам в выборе профессии. Тем временем в Кыргызстане ещё в 2009 году была утверждена концепция профессионального образования. Как объясняет начальник Управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Министерства образования и науки Марат Усеналиев, профориентация — это система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.
— Сегодня многие молодые люди не знают, чем хотят заниматься в будущем, они не проводят анализ востребованности специалистов, исходят из принципа, что надо просто учиться. А зачем? Необходимо сделать так, чтобы молодой человек понимал свои наклонности, свои возможности, экономическую систему. Также необходимо учитывать требования рынка труда, чтобы не остаться не у дел, — сказал он. — Сегодня наша цель — сделать так, чтобы выпускник 11-го класса уже имел не просто профессию, а востребованную в его регионе профессию.
По его словам, уже определены 100 пилотных школ по республике, они закреплены за проф-лицеями, которые с удовольствием согласились принять участие в этом пилотном проекте.
— Сейчас бизнес-сообщество активно подключается к проекту, потому как оно тоже заинтересовано в получении подготовленных молодых специалистов, — объяснил Марат Усеналиев. — Бизнес будет давать «заказ» на каких­либо специалистов, задавать критерии и навыки, которые они хотели бы видеть в потенциальных работниках, а мы уже, опираясь на это, будем готовить специалистов с уверенностью, что в дальнейшем они будут трудоустроены.
В свою очередь исполнительный директор Международного делового совета Темирбек Ажикулов подчеркнул, что отрадно видеть интерес не только образовательной среды в решении проблемы трудоустройства молодёжи, но и бизнес-ассоциаций, которые стараются наладить диалог, чтобы было понимание, чего хочет бизнес от выпускников.
— Программа стажировок — эффективный инструмент, но, как показал проведённый нами в прошлом году проект, ни студенты, ни бизнес зачастую не понимают, что это такое, — сказал он. — Во многих университетах существуют так называемые «центры карьеры», которые призваны помогать в будущем трудоустройстве, но не всегда это делают. У многих существуют проблемы с финансированием, ограниченностью ресурсов и высокой текучестью персонала, низким уровнем заинтересованности, отсутствием стратегического видения. Иногда складывается ощущение, что этот центр нужен одному-двум людям… А в то же время он мог бы стать посредником между сторонами: договариваться о прохождении стажировок, чтобы учащиеся могли понять азы работы и получить необходимые навыки, проводить «Дни карьеры», приглашая на них представителей бизнеса.
Пусть меня научат!
— Рынок труда требует определённых знаний от молодого специалиста, и они отличаются от тех, которыми обладают выпускники. Молодой специалист, заканчивая вуз, теряется, не знает куда пойти, как себя вести и как найти работу. Единственный способ для получения профессиональных знаний – это практика. Но это более академическая программа, многие проходят её «формально», и только по изучаемой специальности, — рассказала директор Молодёжного фонда Instream Диана Орозбаева. — В то время как процесс стажировки является отличной возможностью погрузиться в рабочее русло, получить необходимые профессиональные навыки и применить уже имеющиеся знания на практике. Стажировка может стать «испытательным сроком», после которого работодатель предложит остаться.
Но, по её словам, предложений по стажировкам не так много, поэтому и предполагается реализовать программу с участием всех сторон. Главная цель — формирование профессиональной компетенции молодых специалистов. При этом, по мнению Дианы Орозбаевой, в плюсе окажутся и принимающие компании. Они получат дополнительные ресурсы, новые кадры, мысли и идеи, ускорение процессов, создание кадрового резерва…
Как отмечают организаторы, в прошлом году впервые программа стажировок началась в Ошской, Джалал­Абадской и Баткенской областях. В результате, более 280 молодых людей прошли двухмесячные стажировки в организациях и компаниях, из них15 человек трудоустроены. В этом году возможность стажировок получат более 200 школьников и студентов северных регионов. Программа также предусматривает возможность малых грантов для молодёжных центров и организаций по внедрению программы в сообществах.
Кроме того, чтобы стимулировать бизнес-сообщество и различные учреждения брать на работу стажёров, разрабатываются поправки в Трудовой кодекс.
— Минэкономики
совместно с торгово­промышленной палатой инициировали поправки в Трудовой кодекс. В частности, вносится понятийный аппарат: «стажёр», «стажировка». Также предлагается освобождать работодателей от налогов и отчислений в Соцфонд за стажёров. Сейчас документ находится на согласовании в правительстве, — объяснила завсектором политики предпринимательства и СЭЗ Минэкономики Акылай Кожомбердиева.
По словам министра Эльвиры Сариевой, в ближайшее время будет создана рабочая группа, которая должна разработать дорожную карту по внедрению Национальной программы стажировок. Разработку программы планируют завершить к маю 2016 года. Возможно, уже в новом учебном году пилотный проект даст свои плоды. Хотя может повториться и существующее положение дел, когда практикант, стажёр в компании занимается только копированием бумаг и разносом чая-кофе. Сегодня, как отмечали представители столичных вузов, крайне сложно устроить студентов на прохождение преддипломной практики. Потому что должно быть руководство с обеих сторон: вуза и предприятия, а оно зачастую просто «отфутболивает» практикантов или формально ставит печать в дневники практики. И если по некоторым специальностям найти место для студента ещё возможно, то выпускники кафедр и факультетов, например, международных отношений оказываются в очень непростой ситуации, когда поиск «работодателя» заканчивается ничем. Не получится ли, что бизнес-сообщество, о заинтересованности в стажёрах которого много говорилось на проведённом круглом столе «Стандарты нового поколения: как устранить разрыв между спросом и предложением рынка труда», совсем не готово активно включаться в процесс и не жаждет видеть в своих рядах «учеников»?





Мария ОРЛОВА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: