А в сомах меньше



Правительство спасает ипотеку граждан. Главной финансовой новостью недели назвали заявление правительства Кыргызстана о конвертации ипотечных кредитов для граждан КР.
КАК заявил заведующий отделом финансовой и кредитной политики Аппарата правительства Азиз Аалиев, в феврале ипотечные кредиты, взятые кыргызстанцами в иностранной валюте суммой до 40 тысяч, переведут в нацвалюту по курсу 62,14 сома за доллар.
— Будет действовать условие: на одно физическое лицо — один кредит. Если у одного человека несколько кредитов, то ему правительство оплатит разницу только одного кредита. Ещё одна важная деталь — недвижимость должна находиться на территории страны. Благодаря конвертации кредитов люди уйдут от валютного риска. Они станут спокойно выплачивать свои обязательства в сомах и будут таким образом защищены от валютных колебаний. Решено трансформировать долларовые кредиты, так как именно эта категория заёмщиков наиболее уязвима в связи с обесцениванием курса валюты, — пояснил чиновник.
В список «счастливчиков» попадают те граждане, которые оформили свои кредиты до 1 июля 2015 года. Для конвертации кредитов используется официальный курс на
1 июля 2015 года — 62,14 сома за 1 доллар, так как обменный курс этой валюты был подвержен большей волатильности (статистическому финансовому показателю, характеризующему изменчивость цены) во втором полугодии 2015 года по сравнению с первой половиной прошлого года. При конвертации кредитов с заёмщиками должны быть подписаны новые кредитные договоры, в которых будет зафиксирована кредитная задолженность в сомах, а процентная ставка в национальной валюте определена на уровне 19,76% (на 1 января 2016 года средневзвешенная процентная ставка коммерческих банков по ипотеке в национальной валюте).
По информации Национального банка КР, трансформации из долларов в сомы подлежит 69% всех ипотечных кредитов в иностранной валюте. Кроме этого, регулятор намеревается законодательно закрепить выдачу впредь ипотечных кредитов в сомах. Вопрос в том, согласятся ли строительные компании продавать жильё за нац­валюту? Ведь их затраты при возведении жилья как раз исчисляются в долларах, так как большинство строительных материалов закупается за рубежом. Эксперты полагают, что в случае перевода ипотеки в сомы строительный бизнес может серьёзно пострадать.
За целесообразность проведения конвертации задолженности выступил и министр финансов страны Адылбек Касымалиев. По его словам, с учётом того, что по условиям получения ипотечного кредита в банк необходимо внести первоначальный взнос в размере 30¬40% для приобретения, а также из расчёта стоимости жилья эконом­класса и была определена максимальная трансформируемая сумма.
— В первую очередь, это возможности нашего бюджета и второе — то, что на эту сумму можно приобрести 1,2,3¬комнатные квартиры. Если приобретённое ипотечное жильё стоит дороже 40 тысяч долларов, значит, это уже не семьи со средним достатком, а те семьи, доходы которых позволяют им приобретать дорогое жильё, и они не подлежат конвертации, — пояснил министр.
Стоит отметить, что разницу между реальным курсом и тем, по которому пересчитают кредит, планируют покрыть за счёт госбюджета. На эти цели намереваются потратить около 574 млн сомов.
Надо сказать, что банкиры с воодушевлением восприняли новость о конвертации ипотечных кредитов. К примеру, по словам руководителя управления поддержки продаж одного из комбанков Дениса Старкова, предложенный правительством вариант выхода из ипотечного тупика позволит снизить кредитные риски банков. Похожее мнение и у президента Союза банков КР Анвара Абдраева.
— На мой взгляд, сегодня конвертация долларовых кредитов — единственная возможность спасти ситуацию. Меры, предпринимаемые правительством в отношении долларовых ипотечных заёмщиков, снизят риски и потери коммерческих банков, да и простые граждане, взявшие займ, смогут рассчитаться по долгам. Надо учесть и то, что это единичная мера. В противном случае банки не смогли бы вернуть средства, но взамен приобрели бы неликвидную недвижимость. Здесь следует учитывать, что коммерческие банки — это всё¬таки частные структуры, причём большинство из них с участием иностранного капитала, и в случае невозврата кредитов могла пострадать банковская система в целом, что негативно бы отразилось на инвестиционном имидже страны. А он у нас и без того не сильно привлекательный. Банковская система – это своего рода кровеносные сосуды государства.
В то же время казалось бы благое намерение правительства негативно восприняли коммерческие структуры, да и простые налогоплательщики, за чей счёт в основном формируется бюджет страны. Люди недоумевают, почему их деньгами должна оплачиваться покупка чьих¬то квартир.




Максат ЧЫНГЫЗ уулу