Россиян поделят на бедных и нищих?

Наступивший 2016 год по традиции принёс с собой ряд изменений в социальной сфере, коснувшихся размера и порядка предоставления различных выплат, пособий и льгот. Однако, в отличие от предыдущих лет, нерадостных новостей в этот раз больше, чем позитивных. Напряжённая экономическая ситуация в стране заставила власть имущих существенно пересмотреть подходы к социальной поддержке. И, увы, в большинстве случаев – не в пользу тех, кто в ней нуждается.
Под самый конец 2015‑го, когда вся страна готовилась встречать Новый год, быстро, без лишнего шума и огласки был принят и подписан закон с мудрёным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учёта и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (№338-ФЗ от 29.12.2015). Суть его – в кардинальном изменении всей системы социальной помощи в РФ. В российскую законодательную практику отныне введено новое понятие – «критерий нуждаемости».Это понятие дало регионам возможность самостоятельно и (что главное!) с учётом своих финансовых возможностей решать, кто именно может считаться «бедным» и претендовать на поддержку (при этом федеральная власть обещает разработать некую общую «матрицу», на основании которой регионы должны будут устанавливать свои правила). Как правило, это выливается во введение дополнительных условий для получения льгот, что неизбежно сужает круг их получателей. Как показала практика, основное условие в большинстве регионов оказалось одинаковым. Чтобы получить поддержку от государства, сегодняшний льготник должен оказаться ещё и малоимущим –то есть иметь доход, не превышающий регионального прожиточного минимума.
Первые «тревожные звоночки», связанные с введением новых правил, в регионах уже прозвучали. Так, с начала января пытаются достучаться до совести чиновников жители Краснодарского края. Там право на бесплатный проезд в общественном транспорте оставили только тем, чей доход не превышает краевого прожиточного минимума (немногим меньше 8 тыс. руб.). В итоге за бортом осталось огромное количество граждан, ранее пользовавшихся льготой на вполне заслуженных основаниях.
В Башкортостане «обрезали» льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям, проживающим в сельской местности: отныне данная компенсация будет выплачиваться не всем подряд, а исключительно малоимущим.
В Чувашии точно таким же образом сократили число имеющих право на региональный материнский капитал и компенсацию оплаты детского сада.
В Пермском крае без региональной доплаты оставили «богатых», по версии чиновников, ветеранов труда (таковыми из высоких кабинетов представляются граждане, получающие в месяц более двукратной величины краевого прожиточного минимума, что составляет примерно 15 тыс. руб.). Наконец, все без исключения регионы получили право (правда, далеко не все пока законодательно его закрепили) выплачивать региональное пособие на ребёнка старше 3 лет не раз в месяц, а раз в квартал.
Обсуждая и проталкивая закон, депутаты и чиновники, как обычно, не скупились на красивые слова о своевременности, необходимости и полезности принимаемых мер. В частности, самым популярным тезисом в защиту новых правил стала пресловутая адресность поддержки. Мол, теперь помощь придёт только к тем, кто действительно в ней нуждается, а сэкономленные средства пойдут на ту же социалку. Однако при этом все молчат о том, что ключевой критерий нуждаемости – привязка ежемесячного дохода к региональному прожиточному минимуму – не выдерживает никакой критики.
На радость властям, таких льготников действительно окажется очень мало – но исключительно потому, что прожить на «минимум» сегодня нереально. Скажем, в Ставропольском крае эта цифра для пенсионеров в 2015 году равнялась 5,3 тыс. рублей. При этом минувшим летом платежи за коммунальные услуги там выросли на 7%. О том, что будет, если существующие льготы в крае ещё и скосят «критерием нуждаемости», лучше не задумываться. Рост неплатежей за коммунальные услуги, массовый уход работоспособного населения в «серый» сектор, увеличение числа тех, кто работает на износ, не имея возможности уйти на больничный, растущее общее недовольство – вот лишь небольшой перечень возможных последствий «мудрого» шага.





https://argumenti.ru/social/n521/430443
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: