Все что нужно знать об обязательном автомобильном страховании



В Кыргызстане 7 февраля 2016 года вступит в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Это значит, что все граждане республики, которые имеют автотранспортные средства, будут обязаны заключить договоры со страховыми организациями и иметь «страховку».

Страховой полис защищает автовладельца от проблем в случаях ДТП. Если в произошедшем дорожно-транспортном происшествии виноват автовладелец, за нанесенный им ущерб вместо него расплатится страховая компания, у которой он купил страховой полис. В случае, если кто-то разбил его машину, ремонт ему оплатит страховая компания того человека, который въехал в него.
В перечень автомототранспортных средств, подлежащих страхованию, входят: легковой, грузовой, специальный транспорт; автобусы, микроавтобусы, мототранспорт, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные машины, экскаваторы всех марок, бульдозеры.

Почему в Кыргызстане вводится ОСАГО?

В Кыргызстане с каждым годом растет количество дорожно-транспортных происшествий и все чаще пострадавшие автовладельцы сталкиваются с такой ситуацией, когда не могут заставить виновника возместить сумму ущерба, а суды могут обязать виновников выплачивать убыток в течение нескольких лет. С ОСАГО ущерб может возместить страховая компания нарушителя ПДД.

Данный закон также необходим в рамках вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз. Кыргызстан является единственной страной союза, где не принят данный вид обязательного страхования, но одним из условий при пересечении границ стран союза будет являться наличие страховых полисов по данному виду страхования.
Кроме этого, приняв данный закон, Кыргызстан рассчитывает войти в схему «Белой карты ОЭС» как член Организации экономического сотрудничества (ОЭС). Белая карта позволяет автотранспортным средствам стран-членов ОЭС беспрепятственно пересекать границу той или иной страны члена Организации экономического сотрудничества.
Также ожидается, что закон об ОСАГО будет косвенно влиять и на качество дорог в республике. Если причиной ДТП будет указано плохое состояние дорожного полотна, то страховщики, выплатив страховое возмещение, будут предъявлять исковые требования к органам, ответственным за качество дорог в определенной местности.

Куда обращаться за получением страхового полиса?

Страховые компании, с которыми можно заключить договор, на сегодня в Кыргызстане пока не определены. Как сообщили агентству АКИpress в Госслужбе регулирования и надзора за финансовым рынком, в ближайшее время страховые компании начнут подавать документы на получение лицензии. И список компаний станет известен только после того, как документы организаций рассмотрит и утвердит Госфиннадзор.
«Всего в Кыргызстане 17 страховых компаний. Лицензии двух приостановлены, 13 работают в полную силу. Около 8-10 из них будут заниматься гражданским страхованием», - сообщил 12 января глава ведомства Санжар Муканбетов.
Страхованием будут заниматься частные компании, так как государственных, которые занимались бы этим по принципу ОСАГО, пока в стране нет. На сегодняшний день добровольное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных (ДСАГО) средств уже более 10 лет осуществляют 10 страховых компаний.

Сколько будет стоит страховка?

Сумма страховки тоже пока не установлена, но предварительно рассчитанный средний тариф в Кыргызстане по ОСАГО составляет около 3 тыс. сомов в год. Это, по информации Госфиннадзора, является самым низким тарифом среди стран Таможенного союза (в России – 9512 сомов, в Казахстане – 5267 сомов и в Белоруссии – 3275 сомов).
Сколько точно автовладелец отдаст за страховку будет зависеть от его водительского стажа и вида его автотранспортного средства – чем выше стаж вождения, тем дешевле он приобретает страховой полис. Впоследствии стоимость страховки будет зависеть от того, насколько водитель безаварийный. Если водитель в течение года был виновен в одном или нескольких ДТП, то при возобновлении полиса страхования цена услуги для него возрастает от 1,4 раза до 2,45 раз. При аккуратном вождении стоимость полиса может быть уменьшена на 45% в течение нескольких лет. Ожидается, что это позволит дисциплинировать водителей и улучшить безопасность на дорогах.
Также сообщается, что в меньшем размере будут оплачивать малолитражные транспортные средства и специальная и сельскохозяйственная техника. Для граждан, имеющих несколько автотранспортных средств, скидки не предусмотрены — за каждый автомототранспорт заключается отдельный договор.
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно заключать на различный срок, в том числе на 5 дней, 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, сообщал ранее член исполнительного совета Госфиннадзора Нурлан Байбосунов.

Дедлайн




Как сообщили в Госфиннадзоре, автовладельцы могут заключить договор в течение 1-1,5 месяца после вступления закона в силу, то есть примерно до 21 марта. В ведомстве, вместе с тем уточнили, что «этот момент еще прорабатывается».
Однако автовладельцы уже выражают недовольства указанными сроками, отмечая, что месячного срока недостаточно для заключения договора со страховыми компаниями. Они рассчитали, что для страхования всего имеющегося в стране автомототранспорта, а это 991 тысяча 888 автомашин, понадобится, по меньшей мере, несколько месяцев.

Сколько можно получить по страховке?

Автовладелец, пострадавший в ДТП по вине другого автовладельца, может рассчитывать на 200 тыс. сомов за вред здоровью и на 150 тыс. сомов за вред имуществу. В случае смерти водителя или пассажиров страховая компания виновника ДТП выплачивает по 200 тыс. сомов на каждого погибшего. Таким образом, максимальный лимит ответственности страховой компании по одному ДТП составляет 550 тыс. сомов. Реальная выплата производится исходя из фактического вреда, но не более этого лимита.
Если виновник скрылся с места ДТП и не был установлен, то выплаты пострадавшему будут производиться из средств Фонда гарантийных выплат. Туда будет направляться 1 процент или более средств от страховых взносов. Решение о выплате принимается общественным объединением страховщиков после представления заинтересованными лицами всех необходимых документов для осуществления гарантийной выплаты.

Какая ответственность предусмотрена для тех, кто не заключит договор по ОСАГО?
Предлагается установить, что владельцы автомашин, не прошедших страхование гражданско-правовой ответственности, будут платить административный штраф в размере самой страховки.

Приживется ли закон об ОСАГО в реалиях Кыргызстана и как он будет исполняться, покажет время. Опыт реализации законов в нашей стране показывает, что хороших законов достаточно, однако они не исполняются или реализуются из рук вон плохо. Другой вопрос — согласятся ли частные страховые компании с условиями, предлагаемыми правительством в ситуации, когда Кыргызстан входит в число стран с высоким количеством ДТП?
Также резонны вопросы о том, кто получит право заниматься страхованием? Не будут ли это компании, близкие к высоким чиновничьим кругам, которые могут превратить страховую компанию в банальную кормушку или захотят сорвать большой куш? Достаточно ли в стране компетентных лиц, которые смогут стать страховыми агентами? Достаточно ли само население информировано о законе, который вступит в силу менее чем через месяц и предусматривает штрафы за неисполнение?
К примеру, в странах СНГ, где закон об ОСАГО действует уже несколько лет, автовладельцы пишут о проблемах при получении компенсации, о некачественном ремонте авто в мастерских, сотрудничающих со страховыми компаниями, о низких выплатах и волоките со стороны компаний и трудностях при оформлении ДТП и т.д.
Если же закон об обязательном страховании в Кыргызстане и соответствующих нормативно-правовых актов будут реализованы с учетом всех рисков и максимально прозрачно, то, как ожидают эксперты, это станет шагом вперед к развитию страхового рынка Кыргызстана, что позитивно повлияет на экономику страны. Наконец, весь цивилизованный мир, взвесив все за и против, уже перешел к автострахованию. И в Кыргызстане законодатели с учетом мирового опыта пришли к мнению, что закон выгоден и автовладельцам, и государству.
Автовладельцам же остается внимательно ознакомиться с условиями страхования, выбрать подходящую страховую компанию и читать в договоре все, что написано мелким шрифтом...