Контора странных дел

Не дождавшись окончания судебных разбирательств, а может, предвидя результат будущего решения, МВД сообщило о запуске многомиллионного, но при этом скандального проекта.
Тайны
милицейского двора
Напомним, проект «Безопасный город» — это программный комплекс с применением видеоаналитических решений, который помогает быстро определить и оперативно отреагировать на всякого рода нештатные ситуации, а также вовремя принять меры по устранению их последствий.
На днях начальник штаба МВД Бактыгул Абдыжалиев заявил, что в Кыргызстане с нового года начинается полномасштабное оснащение перекрёстков столичных автотрасс камерами видеонаблюдения, которые будут фиксировать нарушения правил дорожного движения. Дело вроде бы хорошее, если бы изначально не было таким тёмным.
Напомним, первый раз реализацией проекта «Безопасный город» занималась китайская компания. Однако тогда в МВД посчитали, что специалисты Поднебесной всё делают не так, и контракт кыргызской стороной был расторгнут.
Прошло около двух лет, и правительство республики дало поручение Министерству внутренних дел вновь объявить тендер и всё же довести программу «Безопасный город» до логического завершения.
Вновь объявили тендер, на участие в котором подали заявки восемь компаний, из которых пять были зарубежные, в том числе молдавская, российская, китайская и другие, а также три местные.
Возглавил тендерную комиссию уважаемый и не менее компетентный человек — заместитель министра внутренних дел Курсан Асанов. В её состав вошли члены неправительственных и общественных организаций, депутаты Жогорку Кенеша, а также, что немаловажно, сотрудники Государственного комитета национальной безопасности. Кстати сказать, последним было поручено провести доскональную проверку всех компаний, принимавших участие в тендере, что, собственно, и сделали чекисты.
Следуя логике, можно предположить, что если бы они выявили какие­нибудь странности, то вряд ли сомнительная фирма могла бы принять участие в конкурсе, не говоря уже о победе в нём.
Проведение тендера транслировалось в эфире государственного телевидения. Тогда безоговорочную победу отдали российской компании, и это было подтверждено всеми участниками комиссии, включая председателя — заместителя министра внутренних дел Курсана Асанова. Второе место заняла молдавская компания, а третье — китайская.
Министра
смутные сомнения
Странности начались спустя две недели после оглашения результатов тендера. Министр внутренних дел Кыргызстана Мелис Турганбаев вдруг заявил, что не будет подписывать соглашение с российской компанией­победительницей. По его словам, фирма, якобы, ему не внушает доверия. Такое заявление главы МВД выглядело более чем странно. Ведь в таком случае можно предположить, что он не доверяет своему собственному заместителю, который, напомним, возглавлял тендерную комиссию и не возражал против победы россиян. Была ли дана команда сверху не признавать итоги тендера, а может какие другие причины подвигли уважаемого министра пойти на такой скандал, так и осталось загадкой.
Между тем, молдавская компания, практически одновременно с заявлением Турганбаева, вдруг подала в суд прошение о признании результатов тендера недействительными. Щекотливая ситуация начала обрастать новыми подробностями.
— Заявление господина Турганбаева тогда нас удивило. Почему министр решился предать гласности озвученные им факты лишь спустя полмесяца после оглашения результатов тендера? Потом, как известно, главой тендерной комиссии выступил заместитель министра внутренних дел, генерал милиции Курсан Асанов, у которого, кстати, не возникло ни малейших сомнений в прозрачности проведения тендера. Хочу напомнить, что перед подачей заявки на участие в нём документы фирм-конкурсантов досконально проверяются. В нашем случае в состав комиссии входили депутаты парламента от всех фракций, независимые эксперты, представители неправительственных и общественных организаций, а также представители Государственного комитета национальной безопасности. В итоге информацию о компаниях­кандидатах комиссии предоставили исчерпывающую. В ходе самого тендера нам никто не мешал, не препятствовал, не оказывал давления. Кроме того, оба тура транслировались по телевидению. Что ещё надо? — прокомментировала член тендерной комиссии, бывшая в то время депутатом парламента КР Ирина Карамушкина.
Экс-депутат не исключила возможности того, что в самом МВД есть (цитата) «определённые лица, которые искусственно затягивают процесс подписания соглашения по реализации проекта и тем самым лоббируют интересы проигравших компаний».
Депутаты прошлого созыва были настолько возмущены поведением главы МВД, что даже попытались выразить ему вотум недоверия. Кстати сказать, позицию министра неоднозначно восприняли и в самом МВД.
— 26-27 февраля 2015 года состоялось заседание тендерной комиссии, где были заслушаны презентации пяти фирм. Затем рабочие группы экспертов представили свои заключения. Далее закрытым голосованием была определена компания-победитель. Кстати, вся информация о ней есть в публичном доступе, её деловая репутация не вызывала никаких сомнений. Кроме того, мы имели возможность изучить результаты её работы в некоторых регионах России, и нас они вполне удовлетворили, — пояснил член тендерной комиссии, начальник Восьмого главного управления МВД, полковник милиции Владимир Мажаров.
Кстати сказать, нынешний депутат Жогорку Кенеша Наталья Никитенко также возмущена сложившейся ситуацией. По её словам, необходимо досконально разобраться во всех деталях проблемы.
Ах, смуглянка­молдованка
Тем не менее на днях на пресс­конференции начальник Главного штаба МВД КР Бактыгул Абдыжалиев чётко заявил, что «проект «Безопасный город» будет реализован своими силами». Конечно можно было бы с воодушевлением воспринять такое известие, если бы не колоссальная стоимость проекта — 62 млн долларов. Для бюджета Кыргызстана, дефицит которого доходит практически до 60% ВВП, такие траты более чем накладны.
И все же Абдыжалиев уже объявил о запуске пилотного проекта «Безопасный город». Стоимость одного комплекса оборудования колеблется от 10 до 50 тыс. долларов. Сообщается о поставке 1700 камер, а это 400-500 комплексов. Если рассчитать по цене 50 тыс. долларов за один комплекс, получается в общей сумме 25 млн долларов.
И что самое интересное, оборудование для этого было поставлено не откуда-нибудь, а из Молдовы. Напомним, что именно представительница этой страны не смогла предложить приемлемые условия на тендере. Можно ли считать это совпадением?
Примечательно, что комментируя итоги прошлого тендера, Абдыжалиев заявил, что (цитата) «когда подошёл период подписания договора на сумму 62 млн долларов, мы поняли, что тендер проведён вслепую. Это очень большие деньги (и они пойдут из карманов простых граждан), которые мы должны отдавать зарубежной компании».
Что касается оборудования из Молдовы, то, по словам Абдыжалиева, оно будет поставлено в Кыргызстан безвозмездно. Безусловно, такой щедрости молдавской души можно только порадоваться. Однако это государство вряд ли можно назвать финансово­состоятельным, так что делать такие подарки, да ещё в условиях экономического кризиса, по меньшей мере, странно. Поэтому в бескорыстии этих многомиллионных долларовых трат есть определённые сомнения.
Кстати сказать, тоже видимо по странному стечению обстоятельств, Мелис Турганбаев, осуществляя функции председателя Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ, на встрече с президентом Молдовы обсуждал вопрос о безвозмездном предоставлении программной платформы проекта «Безопасный город».
Скоро в Кыргызстане будет проведён тендер на закупку техники, и кто будет его победителем, наверное, можно уже не сомневаться.
Максат ЧЫНГЫЗ уулу
Тем временем
По данным Дорожно-патрульной службы МВД Кыргызстана, за 11 месяцев 2015 года в бюджет республики поступило свыше 130 млн сомов штрафов за нарушение правил дорожного движения. За несоблюдение требований дорожных знаков было составлено более 45 тыс. протоколов. Эти данные были озвучены на сессии Бишкекского городского кенеша.
Между тем, как отметили в ДПС МВД КР, с каждым годом всё меньше средств выделяется на дорожную разметку и установку новых светофоров. Также в ведомстве признали, что большинство дорожно­транспортных происшествий совершается из-за отсутствия линий дорожной разметки и необходимых дорожных знаков.
— Горожане и гости столицы, ежедневно сталкиваясь с проблемами на автомагистралях Бишкека, всё чаще жалуются на отсутствие линий дорожной разметки и дорожных знаков. Однако из-за отсутствия финансирования вряд ли ситуация изменится в лучшую сторону, — говорится в информации ДПС.
По данным ДПС КР, требуется установить более четырёх тысяч дорожных знаков, в том числе в новостройках города. Кроме того, необходимо заменить 40% установленных дорожных знаков (из-за образования дефектов, связанных со сроком эксплуатации и с механическими повреждениями).
Также на сессии горкенеша, где рассматривалась ситуация с аварийностью, были названы самые опасные улицы столицы. В списке неблагонадёжных значатся проспекты Чуй, Мира, улицы Гагарина, Горького, Чапаева, Толстого, Ауэзова, Садыгалиева, Тыналиева, Жунусалиева, Шабдан Баатыра, Токомбаева и Тоголока Молдо, а также бульвар Молодой Гвардии. Кстати сказать, большинство названных магистралей проходит через центр города и густонаселённые районы Бишкека.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: