Как слуги народ кинули



Депутаты Жогорку Кенеша решили не отказываться от положенных привилегий, хотя обещали сделать это во время предвыборной кампании. Единственное, в чём они решили «затянуть пояса», — служебный автотранспорт. При этом обсуждение и голосование по привилегиям прошли за закрытыми дверями.
БОЛЬШИНСТВОМ голосов народные избранники решили оставить служебные квартиры, автомобильные госномера серии KG, санаторно­курортное лечение и по одному помощнику и консультанту. Хотя нардепы отказались от служебного транспорта, оставив его только вице¬спикерам и спикеру, согласно протоколу, «Кадиллаки», но заправлять личный транспорт будут за казённый счёт.
Напомним, что вопрос отказа от депутатских льгот возник ещё во время предвыборной агитации. Точнее, ещё в прошлом году инициативная группа создала движение, которое призывало депутатов отказаться от некоторых привилегий и льгот. При этом предлагалось это сделать добровольно, поскольку привилегии эти прописаны законодательно. Это сэкономило бы по разным оценкам от 80 до 100 миллионов сомов. Почти все прошедшие в парламент партии обещали отказаться от привилегий и даже подписали соответствующий меморандум. Получение заветных мандатов, видимо, память отшибло. Но чтобы попытаться «сохранить лицо», народные избранники всё же создали специальную депутатскую комиссию «по оптимизации структуры и сокращению расходов». Однако и она не особо спасла положение. Народные слуги решили не экономить на себе любимых. Лишь две фракции постарались максимально сдержать предвыборные обещания: «Республика — Ата¬Журт» и «Бир Бол».



Чтобы отказ от всех преимуществ, положенных народным избранникам, заработал, необходимы поправки в регламент Жогорку Кенеша, Закон «О статусе депутата ЖК» и поправки в Конституцию. На сегодняшний день депутаты пользуются следующими привилегиями: депутатская неприкосновенность (статья 24 Закона «О статусе депутата ЖК»), наличие помощника и консультанта (Закон «О статусе депутата»), квартира (если народный избранник не имеет собственного жилья в столице), транспорт и ГСМ. Главным преимуществом является наличие государственного номера с буквами KG. Размер заработной платы должен составлять не менее 10 минимальных оплат труда по Бишкеку с учётом выслуги лет, классных чинов и званий (минимальный размер оплаты в 2015 году установлен на уровне 970 сомов, на следующий год её размер будет увеличен до 1 060 сомов). В среднем депутаты предыдущего созыва получали от 30 до 35 тысяч сомов.
Также средства выделяются на международные командировки и телефонные переговоры по сотовой и стационарной телефонной связи.
Сами депутаты считают, что даже отказ от служебных машин — уже большая экономия. Такое мнение выразил бывший главный коммунист, а ныне член партийной фракции «Онугуу — Прогресс» Исхак Масалиев. По его словам, негоже народным избранникам пользоваться для служебных дел личным автотранспортом. И служебное авто — это не привилегия, а необходимость. Дескать, есть оно не у всех или одно на всю семью. Кто тогда жену и детей возить будет. Аргумент железобетонный, своя рубашка, она, как известно, ближе к телу.
Мария ОРЛОВА