В шаге от дефолта?



На заседании парламентского комитета по бюджету и финансам законодатели подвергли резкой критике руководство главного финансового регулятора страны из¬за невозможности стабилизировать курс доллара.
ДЕПУТАТОВ возмутило, что глава Национального банка КР, кроме интервенций и фразы: «Повышение доллара — результат спекуляций», так и не смог представить какие­либо предложения по поддержанию нацвалюты.
Нардепы откровенно заявили главе Нацбанка Толкунбеку Абдыгулову, что если НБКР не примет каких­либо кардинальных мер, то будет поставлен вопрос об освобождении кресла главы Национального банка.
Однако надо отдать должное, Национальный банк страны всё¬таки решился на беспрецедентный шаг. Регулятор разработал законопроект, который официально запретит коммерческим банкам выдачу ипотечных и потребительских кредитов в долларах. Сейчас документ проходит стадию общественного обсуждения, после чего поступит на рассмотрение в парламент.
— Предлагается изменить отдельные нормы положения о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово­кредитных учреждениях, лицензируемых Нацбанком. Документ предписывает полный запрет на выдачу банками и кредитными союзами ипотечных и потребительских кредитов физическим лицам в иностранной валюте. Также не допускается индексирование платежей по данным кредитам в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора, — говорится в законопроекте.
Между тем, по сообщению НБКР, международные резервы составляют 1,7 миллиарда долларов. В ведомстве заверяют, что этой суммы хватит, чтобы удерживать курс доллара «в рамках приличий».
Защитить главного банкира страны от депутатских нападок попытался было премьер­министр Темир Сариев, который также обвинил владельцев пунктов обмена валют в банальной спекуляции. Конечно, доля справедливости в его словах есть. Некоторые предприимчивые граждане смогли заработать во время долларовой лихорадки. Они покупали в банках доллары, а потом продавали в обменных пунктах, где курс покупки был выше банковского «продажного». Сколько таким образом смогли заработать «предприниматели», точно неизвестно. Что уж говорить о наваре тех, кто мог оперировать большими суммами денег.
Глава Национального банка отчасти подтвердил данное предложение. Он отметил, что создан искусственный ажиотаж вокруг изменения курса.
— Кто¬то играет на этом и пытается заработать денег. Мы отслеживаем ситуацию на валютном рынке и принимаем меры. Могу сказать, что на сегодня объективных причин для роста курса доллара нет, — отметил Толкунбек Абдыгулов.
Тем не менее, во время последнего валютного скачка Нацбанк продал 600 тысяч долларов для поддержки курса сома. Это третий за неделю и пятый за месяц выход НБКР на валютный рынок с интервенциями. Всего в ноябре продано 68 миллионов 570 тысяч долларов. При этом существенного влияния на валютный рынок интервенция не оказала.
Темир Сариев также рассказал депутатам и о тех шагах, которые пытается принять кабмин, дабы хоть как­то контролировать цены на основные продукты питания.
— Сейчас правительство вместе с Национальным банком работают над ограничением внутри страны оборота доллара, стабилизацией ситуации на валютном рынке и увеличением спроса на нац­валюту. Разрабатывается план мероприятий по укреплению национальной валюты и дедолларизации экономики. Из­за возникших у предпринимателей вопросов нам пришлось проводить экстренное заседание инвестиционного совета. Бизнес опасается резкого повышения стоимости отдельных видов товаров и снижения уровня продаж, — сказал он.
По его словам, правительство уделяет большое внимание предпринимателям, улучшению инвестиционного климата страны и развитию предпринимательства. Хотя эта дежурная фраза, которую произносили все премьер­министры Кыргызстана, вряд ли обнадёжила предпринимателей.
В то же время аккурат перед парламентскими слушаниями правительство одобрило поправки в бюджет 2015 года. Доходы бюджета с учётом грантов по программе госинвестиций предлагается увеличить на 5 миллиардов 956,7 миллиона сомов, то есть до 117 миллиардов 488 миллионов. На расходы в этом году было заложено 148 миллиардов 806,9 миллиона сомов, или 34% к ВВП. И всё же дефицит бюджета на 2015 год составит 16 миллиардов 58,5 миллиона сомов, или 3,7% к ВВП. Большая часть средств на его покрытие будет найдена из внешних источников.



Некоторым министерствам и ведомствам по программе госинвестиций до конца года будут сокращены статьи расходов.
КРОМЕ этого, правительство попытается субсидировать курсовую разницу при трансформации ипотечных кредитов бюджетников из долларов в сомы. По словам Сариева, Минфин и Нацбанк в течение десяти дней должны разработать механизм трансформации ипотечных кредитов. Однако эта мера коснётся только сотрудников бюджетных учреждений. Было принято решение курсовую разницу компенсировать из госказны.
В то же время не может не настораживать ситуация с внешним долгом. Рост курса доллара спровоцировал и увеличение суммы иностранных заимствований. На начало сентября 2015 года эта сумма уже перевалила за 200 миллиардов сомов. И то эти данные были представлены с учётом стоимости доллара 60 сомов за единицу. Сейчас на дворе декабрь, и звёздно¬полосатые деньги стремительно набирают в цене. Всё больше экспертов склоняются к тому, что объявление в стране дефолта не за горами.
По информации Минфина, самым крупным кредитором Кыргызстана по¬прежнему остаётся экспортно¬импортный банк Китая, группа Всемирного банка — Международная ассоциация развития (МАР), ей республика должна около 700 миллионов долларов, на третьем месте идёт Азиатский банк развития (АБР), долги перед которым превысили 600 миллионов долларов. Что же касается долговых обязательств Кыргызстана перед Российской Федерацией, то ещё в 2012 году стороны подписали межправительственное соглашение об урегулировании долга в размере 489 миллионов долларов по ранее предоставленным кредитам. Переговоры по списанию остальной суммы продолжаются.
Обсуждая сложившееся положение с внешним долгом, депутаты возмутились тем, что правительство продолжает брать кредиты, а сумма задолженности не уменьшается.
— Сколько можно занимать деньги в долг, который и так немалый. Эту практику нужно прекращать, иначе мы совсем потеряем экономическую независимость. Кабинет министров должен изыскивать внутренние средства, а не брать их из¬за рубежа. Отдавать­то всё равно приходится из внутренних денежных ресурсов, — посетовала нардеп Алтынай Омурбекова.
Надо отдать должное, что большинство депутатов выступило по теме, но подсказать правительству, откуда изыскать резервы на погашение займов, никто из них так и не смог.
После заявления Минфина по ситуации с внешним долгом некоторые эксперты в области финансов предложили вернуться к вопросу вхождения Кыргызстана в программу ХИПИК. Однако в главном финансовом ведомстве убеждены, что республика вполне может избежать вхождения в эту программу. По мнению специалистов Минфина КР, сейчас ситуация в Кыргызстане значительно отличается от той, что была в 2005-2006 годах, когда решался вопрос присоединения Кыргызстана к инициативе ХИПИК. Эксперты считают, что более целесообразно было бы использовать механизм облегчения долгов Парижского клуба (ПК) кредиторов или снизить уровень внешнего долга. Правда, если такое предложение поступит от самих членов ПК.
Людмила БЕСЕДИНА
Коментарий
Начальник управления государственным долгом Минфина КР Бакыт Сыдыков:
— Несмотря на то, что уровень внешнего долга плавно подходит к уровню 60% к уровню ВВП, то есть к показателю, при котором мы уже не сможем брать зай­мы, могу сказать однозначно, что страна будет продолжать обслуживать свои долговые обязательства, и я уверен, что на сегодня в Кыргызстане нет дефолтной ситуации. На данный момент республика находится в состояния устойчивого долга с умеренными рисками. Что касается погашения долга, то в 2015¬м на внешний и внутренний долги предусмотрено 15,7 миллиарда сомов, в 2016¬м
– 20,1 миллиарда, в 2017¬м – 19,3 миллиарда. На погашение внешнего долга до конца года планируем потратить 6,9 миллиарда сомов. Отмечу, что высокорисковым является порог соотношения ВВП и внешнего долга свыше 80%.