Как током стукнуло



В начале октября 2015 года Аламудунский районный суд Чуйской области вынес определение о наложении ареста на все расчётные счета ОАО «Северэлектро», а также постановил опечатать на ряде подстанций приборы учёта электро¬энергии, с которых снимаются показания коммерческого и технического учёта, и другие данные.
ИНИЦИАТОРОМ обращения в суд стал представитель общественной организации «Кыргызтрансконтроль» Виктор Горев, который потребовал разъяснения ситуации с тарифами на электроэнергию.
Энергетики возмутились: «А почему мы?» По их словам, за тарифную политику, а также предоставление информации по ней отвечает Государственное агентство по регулированию топливно¬энергетического комплекса (ГАРТЭК).
— Окончательно утверждённый тариф на электроэнергию устанавливается постановлением ГАРТЭК. Если потребители, в том числе и господин Горев, не согласны с ним, они должны были подать в суд на госагентство, — пояснила начальник отдела энергокомпании Гульдастан Арапбаева.
Позже гражданская коллегия Чуйского областного суда отменила судебный вердикт нижестоящей судебной инстанции, хотя сути проблемы это не меняет.
Впрочем, удивляться полярности решений слуг Фемиды не приходится. Не в первый раз одна инстанция обвиняет, а другая оправдывает. Хотя у каждого судьи на столе лежат одни и те же законодательные и нормативно¬правовые акты.
Вопрос же формирования тарифов, как и то, на чей счёт будут отнесены злосчастные коммерческие потери энергокомпаний, так и остался висеть в воздухе.
Кстати сказать, этот показатель, по которому списывались многомиллионные суммы, никто и никогда не измерял. На этот счёт в республике нет никаких утверждённых нормативов. Так что не исключено, что эти самые потери измерялись просто «на глаз». Причём этот самый «глаз», судя по всему, зависел от аппетита того или иного начальника. Люди же, каждый раз оплачивая счета, даже не подозревали, что платили за чужое нерадивое руководство.



Правда, в мае 2015 года опубликовали утверждённые объемы потерь электроэнергии для распредкомпаний на текущий год. Для ОАО «Джалал­Абадэлектро» этот показатель просчитали в размере 259 миллионов 362 тысячи киловатт¬часов, что составляет 15,5%, ОАО «Востокэлектро» — 281 миллион 107,1 тысячи киловатт или 17,5%, ОАО «Северэлектро» — 854 миллиона 220 тысяч (15%) и ОАО «Ошэлектро» — 365 миллионов 599,4 тысячи киловатт¬часов (15,5%).
Между тем Счётная палата, проводя проверки исполнения бюджета в энергосекторе, на протяжении нескольких лет выявляет колоссальные нарушения. Например, на ТЭЦ города Бишкека ещё в феврале 2011 года были поставлены крутоизогнутые отводы практически на четыре миллиона сомов. На складе они хранились несколько лет. Очень хочется надеяться, что им всё же нашлось применение при реконструкции теплоцентрали, ибо в противном случае напрашивается вопрос: зачем покупали?
В общей сложности результаты аудита показали, что в 2013 году только в филиалах ОАО «Электрические станции» числятся неликвидные товарно­материальные ценности на сумму
94 560,1 тысячи сомов, которые непригодны в производстве. Ситуация немногим изменилась в 2014 году. Остаётся ждать, что покажет 2015¬й?
Кроме этого, проведённый анализ расхода топлива в производство показал отсутствие эффективной системы его списания и расхода, на приобретение которого направляются значительные средства как за счёт бюджетных кредитов и ссуд, так и собственных средств общества. Хоть здесь энергетики пообещали исправить положение. Вот только когда?
Максат ЧЫНГЫЗ уулу