Примадонна Тянь-Шаня



Более полувека назад началась одна из самых уникальных и триумфальных творческих биографий — на небосклон взошла звезда оперной сцены Европы и Азии Кайыргуль Сартбаева. Это имя встало в ряд величайших оперных исполнителей второй половины XX века. Она — обладательница лирико¬драматического сопрано. Сейчас в её творческой копилке практически все известные арии. Она блистала на сцене Большого театра, ей рукоплескала Мариинка. Её партнёрами были Булат Минжилкиев, Сергей Лемешев. А художественным руководителем — Ирина Архипова.
СТАТЬ оперной певицей маленькая Кайыргуль никогда не мечтала. Родилась в деревне в обычной крестьянской семье. Воспитанница интерната хотела поступить на биофак, любила природу и думала, что станет биологом. Но дар Сартбаевой просто рвался наружу, и на одном из концертов творческой самодеятельности её голос заметили.
Дальше вместо мечты детства — биофака — Сартбаева едет в Москву, где поступает и с отличием заканчивает консерваторию имени П.И. Чайковского.
— Кайыргуль Сартбаевна, Вы помните Ваш дебют?
— Это было в 1961 году. Я исполняла главную партию в опере «Айчурек». Меня трясло, как осиновый лист. В тот день на концерте присутствовали великие люди: Аалы Токомбаев, Кулипа Кондучалова, многие другие. Но когда услышала первый аккорд, страх испарился и я погрузилась в ритмы музыки. Я с благоговением вспоминаю советские времена, когда талантливая молодёжь могла показать себя. Сейчас, к моему большому сожалению, для молодых артистов у нас нет элементарного творческого общения. Я преподаю в институте искусств и могу сказать: у нас много одарённых ребят и девушек, но будущее здесь у них очень туманное.
Увы, оперное искусство в Кыргызстане только начинает возрождаться. Сейчас репертуар Государственного театра оперы и балета имени Малдыбаева насчитывает около девяти спектаклей, а в былые годы их было почти 30. Вот уже который год не идёт на сцене «Евгений Онегин», нет «Пиковой дамы» и других произведений классики, редкостью считаются и национальные постановки. Едва нашлись деньги на спектакль «Курманжан датка». Скудное денежное содержание артистов оперы и балета заставляет талантливую молодёжь довольствоваться посредственной эстрадой, где фонограмма заглушает истинное звучание голоса.
— Много легенд ходит о Вашем знаменитом исполнении партии мадам Баттерфляй в опере Джакопо Пуччини. Говорят, Вы покорили японскую публику в буквальном смысле этого слова?
— В советское время было очень трудно выехать не то что на гастроли, а даже в турпоездку. Тем более, в капиталистическую страну. А тут пришло приглашение из Японии. Там проходил международный конкурс, отказать было нельзя. Репертуар, конечно, напрашивался сам собой. Страна Восходящего Солнца, значит и исполнять нужно было что­то соответствующее. Остановились на «Чио¬Чио¬Сан». Готовились к выступлению очень тщательно. Потом были бесчисленные бумажки при оформлении документов на выезд и так далее. Сама не ожидала, но успех был ошеломительный. От первых рядов партера до последних рядов балкона — весь зал внимал нашему исполнению. Мы тогда работали вместе с Ириной Архиповой – талантливой певицей, можно сказать, богиней голоса. За исполнение партии в спектакле «Мадам Баттерфляй» я и получила звание народной артистки СССР, а также специальный приз — серебряную медаль на международном конкурсе вокалистов.
— Недавно в республике прошёл второй международный фестиваль оперного искусства, посвящённый памяти великого баритона Булата Минжилкиева. У Вас ведь были совместные работы?
— Это прекрасно, что память о таком великом мастере сцены не только живёт, но и передается молодёжи. Мы с Булатом Минжилкиевым выступали на сцене Большого Кремлевского дворца. Первой его работой, которую он показал после присвоения ему звания народного артиста Советского Союза, была заглавная партия в опере «Пётр Первый». Хочу отметить его уникальную способность в пении раскрывать характер своего персонажа. Также заслуживала одобрения сдержанная манера игры, яркость вокального воплощения образа. Работать с ним было и легко, и трудно одновременно. Это был человек удивительной доброты и простоты, и в то же время у него была высокая требовательность к работе.
— Когда позади столько лет успешной творческой деятельности, что Вас более всего волнует и что, наоборот, радует в отечественном вокальном искусстве?
— Прежде всего отношение наших руководящих деятелей к культуре вообще. Очень мало внимания уделяется развитию классического искусства. Талантливых ребят много, но как их найти. А радует, что те молодые люди и девушки, которые решили связать свою жизнь с вокалом, воспринимают оперу как великое искусство. В их числе Саян Исин, Кундуз Карыппаева, Глеб Ким, Данияр Мусаев, Заира Раимбекова. Молодёжь хочет и способна прославлять Кыргызстан не как республику двух революций, а как страну выдающихся мастеров оперы. Главное — это упорный труд, терпение, доброта и дружба, вот залог развития как культуры, так и страны в целом.
— Вы работали с несравненной Ириной Архиповой. Расскажите, как происходило Ваше общение? Говорят, у неё был какой­то секрет для артистического обольщения публики.
— Она никогда не выходила на сцену больной. Могла заболеть и отменить спектакль, концерт, но показать публике свою боль? Никогда! Уж лучше совсем отменить спектакль. Она и меня этому учила. Ну уж, а если она выходила на сцену — всё. Все только сидели, открыв рты, и всё. А что касается секрета? Наверное, это стойкость. Меня учила жить жизнью моего героя, вкладывать в него свою душу.
Максат ЧЫНГЫЗ уулу




СПРАВКА
За период своей творческой деятельности К. Сартбаева исполнила более 50 оперных партий, среди которых Айчурек из одноимённой оперы В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере и других. Талантливая певица, обладая оперным голосом широчайшего диапазона, красивого и яркого тембра, прекрасной техникой вокального мастерства, великолепными актёрскими данными, воплотила на сцене национальной оперы целую галерею разноплановых и высокохудожественных образов, сложных и многогранных. Вокалистка высочайшего класса, Кайыргуль Сартбаева внесла неоценимый вклад в развитие многонациональной и кыргызской народной песни. Более 600 записей арий, романсов и песен в исполнении Сартбаевой Кайыргуль вошли в «Золотой фонд» Национальной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики и телевидения стран СНГ. За годы активной работы на сцене Кайыргуль Сартбаева неоднократно представляла советское искусство за рубежом: в Дании, Канаде, на Кубе, в Монголии, Польше, Румынии, Сирии, Турции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Японии, Китае.