Единство народа



Бишкек АИФ. Как государство планирует его достичь
Пока депутатский корпус всё чаще ставит во главу угла национальный вопрос, решая, в частности, лишать ли парламентской аккредитации журналистов, не владеющих государственным языком, в аппарате президента работают над реализацией Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике. За разъяснениями и комментариями по впервые принятому в истории независимого Кыргызстана документу мы обратились к заведующей отделом этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом аппарата президента КР Мире КАРЫБАЕВОЙ.
Вопрос национальной безопасности
– Расскажите, каким образом в стране планируется укреплять единство народа?
– В мире известны три модели нациестроительства. Исторически первым являлся этнический подход, при котором люди объединялись на основании единого языка, традиций, представлений о происхождении и истории одного этноса. Однако в современных условиях он может стать основанием для разделения людей по принципу «свои-чужие», а мобилизация по этническому признаку часто используется в борьбе за ресурсы, статус и власть.
В связи с этим сегодня всё больше государств применяют другой, более прогрессивный подход – гражданский, основанный на идее равенства людей независимо от их этнического происхождения. Но его реализация требует тщательной проработки, так как попытки создать «плавильный котёл», на практике иногда приводили к ассимиляции меньшинств.
Поскольку обе эти модели несовершенны, в последние годы в разных странах идёт поиск иной, оптимальной, позволяющей с учётом истории, сложившейся ситуации, учитывать интересы разных сообществ, проживающих в одном государстве. Подход, использованный в Концепции, подразумевает равноправное существование граждан, относящихся к различным этническим сообществам. При этом важно, чтобы все они ощущали свою гражданскую принадлежность к демократическому государству и разделяли общенациональные интересы.
– Правильно ли я понимаю, что принятие Концепции свидетельствует, что государство берёт на себя обязательство вести целенаправленную политику по поддержке и развитию этносов, национального согласия и системную языковую политику?
– Концепция выполняет одновременно несколько задач. Первая из них – символическое признание многообразия страны, вторая, идеологическая задача – формирование образа будущего, того, каким мы видим нашу страну по прошествии времени. И третья – описание основных направлений реформ, направленных на достижение намеченных целей, главная из которых – систематизация процесса укрепления единства нации, совершенствование системы управления межэтническими отношениями. А это вопросы национальной безопасности, именно поэтому документ рассматривался на Совете обороны КР.
Он содержит три главы: законодательно-правовое регулирование и создание системы ответственных за реализацию Концепции, основы языковой политики, формирование общегражданской идентичности и патриотизма.
Объединять, а не разделять
– Во времена Советского Союза нам со школьной скамьи говорили, что за годы советской власти образовалась новая историческая общность людей – «советский народ». Но когда произошёл развал страны, стало ясно, что это далеко не так. Не постигнет ли Концепцию такая же участь, насколько она жизненна?
– Жизнестойкость Концепции зависит от многих факторов. Прежде всего от того, насколько разные социальные группы, общественность, руководители разного уровня подключатся к её реализации.
В советское время республикам не позволялось увлекаться этнической историей, культурой, хотя и говорилось «о расцвете наций». Я как человек, закончивший в советские годы исторический факультет, помню, что у нас был уважаемый профессор, который подвергся публичному остракизму и был фактически лишён возможности преподавания только за то, что попытался рассказать студентам о санжыра – устройстве родоплеменного деления кыргызов. И корни многих современных проблем, в том числе и националистической риторики, стоит искать в перегибах прошлого.



С другой стороны, именно в то время сложилась ситуация, когда в стране стало возможным двуязычие, которое долгое время являлось важным конкурентным преимуществом кыргызстанцев. Однако сегодня реальная ситуация такова, что большинство молодых граждан страны знают в достаточной степени только один язык и, в лучшем случае, чуть-чуть говорят на другом. Более того, силён стереотип общественного восприятия, что расширение сферы применения одного языка автоматически ведёт за собой сужение ареала действия другого языка.
– Вы настаиваете в Концепции на том, что надо развивать именно государственный язык?
– Сама такая постановка вопроса парадоксальна. Государственный язык должен перестать рассматриваться в качестве языка отдельной этнической группы. Он должен объединять разные этносы, стать инструментом общения людей в полиэтническом государстве. Улучшение доступа к изучению государственного языка создаёт условия для полноценного участия представителей всех этносов Кыргызстана в общественно-политической жизни страны.
Более того, мы говорим сегодня не только о расширении сфер действия государственного языка, но и о принципиально новой языковой политике в стране. Есть убедительный пример соседнего Казахстана, взявшего курс на трёхязычие. Ведь в современном мире глобализации невозможно достойно жить, владея только одним из языков ООН. Независимые международные исследования показывают, что 80% граждан Кыргызстана считают русский язык вторым языком, которым они владеют. Это огромный ресурс. Это, без всякого пре-увеличения, – богатство, которое нужно использовать и развивать. И люди это прекрасно понимают. К нам из глубинки приходят просьбы о повышении уровня преподавания русского языка в сельских школах.
Новая языковая политика Кыргызстана направлена на то, чтобы будущие поколения страны овладевали, минимум, тремя языками. Я понимаю, что мне могут возра-зить – идея утопическая, мол, мы сегодня и с задачей изучения государственного и официального языков не справляемся. Но давайте не забывать, что у нынешнего молодого поколения есть для этого куда больше возможностей, чем было у нас в своё время. Это – открытые границы, огромное информационное пространство, в том числе и глобальная сеть, существующие программы обучения по линии обмена с другими странами, дистанционное обучение и т.д. Другой вопрос, что вести новую языковую политику мы должны сбалансировано и «технологично», перейти от риторических стратегий к практическим.
Медлить нельзя
– Мира Аскеровна, но некоторые высказывают сомнение: то ли сейчас время, чтобы обсуждать вопрос развития государственного языка, новую языковую политику? В стране много социальных, экономических проблем, все ещё есть место и для глобальных политических разногласий…
– Если мы будем прятать голову в песок и ждать какого-то мифического «благоприятного момента», не начнём открыто говорить о столь важных, сложных, болезненных вопросах национального единства, совершенствования межэтнического взаимодействия, языковом развитии, то это время просто не наступит никогда.
Понятно, что есть искушение отодвинуть подальше столь неудобные, чувствительные проблемы. Собственно, именно этим мы и занимались раньше. Но опыт 90-х
годов, события 2010-го показали, что одним из мотивов возо-бновления кризиса на юге как раз и стали давние нерешённые споры, невысказанные обиды, неизлеченная историческая память людей. Как бы ни было сложно, мы должны открыто обсуждать и искать пути решения существующих барьеров и проблем. Они ведь никуда не денутся.
Поэтому политика в этнической сфере в настоящий момент во многом определяет не только политическую стабильность, но и человеческую безопасность. Отсутствие чёткой политической линии в этой сфере может привести к тяжёлым последствиям.
Сегодня на атмосферу в стране очень влияет взвешенность дискуссий по этнокультурным и языковым вопросам. Спокойные, квалифицированные и конструктивные дискуссии, которые ставят перед собой цель найти компромисс, решение, принесут нам куда больше пользы, чем политика отрицания или замалчивания. Принятие Концепции – это знак того, что пришло время работать в этом направлении систематично и профессионально.
Лира АСКАРОВА


Комментарии (1)