Вольные люди



Бишкек АИФ. О конях они пока только мечтают…
Их деды и прадеды обеспечивали безопасность на южных рубежах Российской империи и занимались сельским хозяйством. Казаки были надёжным оплотом государства. За царя, Отечество и веру православную они готовы были сложить головы. Советская власть сделала всё, чтобы под корень вырубить казачество. Не вышло. Хотя службу по охране границ сегодняшние вольные люди не несут, в Чуйской области Кыргызстана появилось немало казачьих станиц. В Джайылском и Панфиловском районах образовали даже западный округ Семиреченского казачьего войска.
Добрая сотня
Здесь немало старинных сёл, которые были основаны вольными людьми, в основном их потомки и вступают сейчас в казачество. «У нас пять станиц, всего наберётся добрая сотня казаков, а может, и больше», – говорит атаман округа Иван Халиманов. Почему он не указывает точное количество, станет ясно позже.
Возрождение идёт непросто. В начале 90-х годов русскоязычные жители городов и сёл проявляли большую активность, однако у многих быстро пропал всякий интерес к делам созданной общественной организации. А всё из-за того, что они не получили никакой выгоды. Не секрет, что иные стремились в казачество из корысти. Как вспоминает Халиманов, из 40 человек, ставших тогда членами организации, за какой-то месяц осталось только 8. Атаманы относятся к этому явлению спокойно и называют его естественным отбором. Дескать, за количеством не гонятся и уговаривать никого не собираются. Сейчас в первую очередь, благодаря более высоким требованиям к кандидатам, отсева практически нет. Теперь, чтобы стать казаком, нужно пройти трёхмесячный испытательный срок и выучить православные молитвы. Поэтому в казаки идут не по случаю, как бывало раньше, а осознанно. Кроме всего прочего, претендентам в обязательном порядке надо справить казачью форму. Китель, штаны с красными лампасами, военная фуражка и другие атрибуты обходятся недёшево.
Бытует мнение, будто казачество изжило себя и сегодня совершенно не нужно. Энтузиасты с этим не согласны, они считают важной задачей сохранение культуры и традиций уникального сообщества. Кроме этого, потомки казаков объединяются для того, чтобы сообща решать возникающие проблемы, что вполне естественно, ведь в одиночку в наше время выжить крайне сложно.
Современная нагайка
Население, как говорят станичники, относится к ним хорошо. В подтверждение один из казаков – Виктор Дегтянников – рассказал, как на попутке он добирался в Кара-Балту. Долго голосовать ему не пришлось, увидев на обочине человека в казачьей форме, водитель первой же автомашины остановился и не просто повёз, а доставил пассажира до места назначения, сделав при этом большой крюк и не взяв с него ни копейки. Этот маленький пример говорит о многом. «Уважают прежде всего за то, что у нас – дисциплина», – считает Виктор Иванович. Ну а с теми из казаков, кто не хочет её признавать, разговор короткий. К ним применяют эффективное средство – нагайки. Но к её помощи приходилось обращаться, по словам Халиманова, лишь пару раз. Был также случай, когда нагайка спасла одного станичника от напавших на него поздним вечером троих хулиганов.
В том, что дисциплина у казаков на первом месте, автору этих строк довелось убедиться воочию. В тот день по указанию батьки, слово которого для них – закон, станичные атаманы и их помощники, бросив свои дела, оперативно собрались в штабе. Здесь имеется символика Кыргызстана, России, казачества, собрана информация по многим интересующим вопросам. В этом помещении, предоставленном местными властями, они решают текущие вопросы и строят планы на будущее.
Их заветная мечта – своя ферма, где можно было бы разводить рыбу и выращивать разную живность, в том числе, конечно же, и лошадей. Ну а когда будут кони, можно заняться джигитовкой. Благо хороший специалист в этом деле есть, но есть и серьёзная загвоздка. Какая именно, догадаться нетрудно – денег на покупку фермы у станичников нет. Решить этот вопрос самостоятельно им не по силам, нужны спонсоры. Поможет ли в этом деле Россия, на которую они очень надеются, пока неясно.
Как и их предки, многие готовы трудиться на земле, но разве это возможно, когда нет ни техники, ни оборотных средств? Проблема усугубляется ещё тем, что в крупном когда-то промышленном центре Кара-Балта найти работу весьма проблематично, ведь большинство предприятий по-прежнему простаивают. Станичники, также как и остальные жители города и окрестных сёл, выживают как могут. Многих спасают подсобные хозяйства, кто-то занимается частным извозом, другие держат пасеку или подряжаются в строительные бригады. Впрочем, есть надежда, что с трудоустройством скоро станет всё же полегче. В настоящее время прорабатывается несколько проектов по подготовке рабочих, в том числе казаков, и по направлению их на различные объекты как в Кыргызстане, так и в Российской Федерации.



Самбо – в почёте
Одна из ближайших задач – организация соревнований между станицами по футболу, волейболу, стрельбе и ряду других видов спорта. Как обещают в штабе округа, это будет что-то вроде сдачи нормативов ГТО в советское время.
Вообще спорту казаки уделяют серьёзное внимание. Особым почётом пользуется самбо, что неудивительно, ведь атаман Кара-Балтинской станицы Юрий Скиба – мастер спорта по этому виду борьбы, в своё время он успешно выступал на турнирах высокого уровня. Юрий Петрович много лет преподаёт физкультуру в учебных заведениях и тренирует борцов, он воспитал немало опытных самбистов, мастеров и кандидатов в мастера и продолжает это делать сегодня.
В Кара-Балте, на базе профессионального лицея №102, созданы неплохие условия: по согласованию с руководством учебного заведения и при поддержке спонсоров казаки оборудовали здесь спортивный зал, в котором имеется всё необходимое для организации тренировок и проведения соревнований по самбо. Можно сказать, профессионально этим видом борьбы в двух возрастных группах сейчас занимаются 25 юношей. Они выезжают на соревнования в Бишкек и принимают соперников у себя.
Казаки участвуют в организации православных праздников, совместно с коммунальными хозяйствами облагораживают кладбища и поддерживают в местах захоронения чистоту и порядок. Не забывают и о культурной составляющей, в частности, свой немногочисленный пока хор в будущем планируют превратить в большой фольклорный ансамбль.
Словом, работа ведётся по различным направлениям. А с недавних пор появилось ещё одно, довольно неожиданное известие – вольных людей пригласили на съёмки художественного фильма «Курманжан датка», которые проходили в Оше. Возможность сыграть в кино своих предков они не упустили, 70 казаков провели в южной столице Кыргызстана две недели. Дебют, похоже, удался – летом пройдут очередные съёмки исторической киноленты в Прииссыккулье, кроме этого, поступило предложение принять участие в создании киносказки.
«Анискин» из Фёдоровки
Не могли не заметить активную работу казаков и руководители правоохранительных органов, увидевшие в них своих помощников. Не только милицейское начальство, но и большая часть населения воспринимает станичников прежде всего как блюстителей правопорядка. А потому им предложили создать что-то вроде добровольной народной дружины (ДНД) и организовать дежурства на улицах в вечернее время. Вопрос непростой. Самостоятельно, без участия милиции, казаки не имеют права патрулировать улицы, есть и другие нюансы. В общем, идея прорабатывается.
В целом же в составе Союза диаспор семиреченские казаки играют важную роль в соблюдении правопорядка и установлении межэтнического согласия. В этом деле показателен пример 77-летнего Михаила Кибального – одного из старейшин Семиреченского казачьего войска. Дядя Миша, как его все называют, родовой казак, его отец – с Кубани, мать – с Дона, сам он верстался (принял присягу и был посвящён в казаки – прим. авт.) в 2002 году. Михаил Пантелеевич – личность героическая, в начале 50-х годов, во время срочной службы на Черноморском флоте (был старшиной первой статьи, командиром разведгруппы) награду «За мужество и отвагу» ему вручил сам маршал Георгий Жуков. Отличился будущий казак не на службе. Когда они с товарищем возвращались из санчасти на корабль, в одном из жилых домом случился пожар. Не раздумывая ни минуты, моряки бросились спасать находившихся в горящем доме детей и взрослых. Ещё он участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В общем, биография богатая.
В селе Фёдоровка, где Михаил Пантелеевич живёт более четверти века, его хорошо знают и уважают. Когда случаются какие-нибудь конфликты в семьях или молодёжь накуролесит, разбираться зовут не милицию, а дядю Мишу. Ему доверяют, знают, что он рассудит справедливо. Доходит до того, что казаку и члену суда аксакалов приходится даже участвовать в разделе имущества при разводе супругов.
Одна любопытная деталь. Михаил Кибальный живёт на одном краю села, а его друг – председатель суда аксакалов Рысчак Маймулов – на другом. По вечерам, а бывает, что и глубокой ночью, они ходят друг к другу в гости и заодно проверяют, всё ли в порядке в селе, никто не хулиганит. Кроме Фёдоровки, Михаил Пантелеевич патрулирует и соседние сёла. «Хожу-смотрю – и для здоровья полезно», – говорит ветеран.
Он – единственный в Фёдоровке казак, а ведь когда-то станичников здесь было около двадцати. Массовой миграции как будто нет, но постепенно численность русскоязычного населения всё же уменьшается. Хотя уезжать на историческую родину по большому счёту им не хочется. Ведь многие здесь родились, а, как говорится, где родился, там и пригодился. Наладилась бы экономика, и о переезде никто бы и не думал.
Виктор МУРЗОВ


Комментарии (3)