Экономическая пощёчина



На два хороших дела – сто вредных
Чиновники регулярно ругают прессу за то, что она, мол, постоянно критикует их работу. Нет бы похвалить, отметить успехи и простимулировать тем самым дальнейший прогресс. Увы, но кто виноват в том, что власть ухитряется сама портить свои собственные достижения, когда на одно-два хороших дела приходится сто непродуманных и даже вредных для страны. Убедительным доказательством может послужить «разбор полётов» за минувшую неделю.
Наводка на водку
Наверное, даже самый пропитый алкоголик признаёт, что пьянство ужасно, хотя и будет доказывать, что сам он может бросить в любой момент. Распад семей, убийства, изнасилования, хулиганство и множество ДТП. Не исключено, что большинство событий из этого списка произошли именно из-за злоупотребления горячительных напитков. Любой, кто понимает это, не станет выступать против борьбы с неумеренными возлияниями Бахусу. Мы не знаем, на это ли рассчитывали отечественные чиновники, когда повышали акцизный налог на алкогольную продукцию, но они это сделали, заслужив тем самым в свой адрес очередную порцию критики. Отныне на один литр водки установлен акциз в
40 сомов, виноматериалов – 3, вина – 9, пива – 12, слабоалкогольных напитков – 30, коньяка – 42 и игристых напитков и шампанского – 34 сома. Эксперт в области налогообложения Лариса Макаренко в беседе с автором этих строк отнеслась к данным нововведениям критично.
– В первую очередь это, конечно, отразится на стоимости продукции, – говорит она. – Акцизный налог войдёт в цену данных напитков. Кроме того, государству придётся усилить борьбу с так называемым самопалом, так как с удорожанием водки легального производства неизбежно увеличится производство суррогата. Вероятно, власть не смогла вывести из тени большую часть алкогольного бизнеса и заставить его платить прежние налоги. Теперь для пополнения бюджета она решила просто увеличить их. Это принесёт больше негативных последствий, в числе которых и рост подпольного производства, и удар по потребителям. Пить же точно меньше не станут, а вот травиться самопалом – да. Правильней было бы продолжить работу по легализации теневой экономики и борьбу с незаконным импортом и изготовлением алкоголя.
Проще говоря, власть и не думает снижать число пьющих и тем самым вести оздоровительную кампанию среди своего народа. Она лишь приняла во внимание количество потребителей и решила извлечь из этого прибыль, часть которой, возможно, действительно пойдёт на пополнение государственной казны. Тот факт, что неизбежная в таких случаях вспышка самогоноварения и банальный рост суррогатного изготовления алкоголя, видимо, в расчёт не принимается.
Впрочем, очередной экономический промах, естественно, постарались прикрыть флёром заботы о людях. Прекрасно понимая, что кыргызстанцы нуждаются в том, чтобы меньше пить, они пускают в ход зарекомендовавшую себя обманку. Речь идёт о депутатской инициативе, связанной с необходимостью обязать покупателей алкоголя предъявлять продавцам паспорта. Соответствующие законодательные поправки на заседании парламентского комитета по социальной политике внесли Дастан Бекешев, Ширин Айтматова и Турсунбай Бакир
уулу. По словам первого, согласно действующим правовым нормам, продавец может попросить у покупателя соответствующий документ, если сомневается в его совершеннолетии.
– Однако это требование закона, как правило, не соблюдают,– отметил Дастан Далабайевич.– Работники магазинов редко требуют предъявить удостоверение личности. Мы же предлагаем обязать их спрашивать у клиентов документы. Если продавец не исполняет данную норму, ему придётся выплачивать штраф размером в тысячу и более сомов.
С долей настороженности восприняла эту идею коллег член профильного комитета ЖК Татьяна Левина.
– У меня возникли вопросы по поводу реализации этого законопроекта,– призналась она.– Я уже спрашивала у Дастана Далабайевича, как новые поправки будут действовать на практике? Ведь сложно контролировать исполнение подобного закона. Как я поняла, на первых порах придётся рассчитывать на совесть реализаторов спиртных напитков. Предполагается, что продавцов обяжут визуально определять возраст клиентов, и у очевидных подростков начнут проверять паспорта. Кроме того, необходимо предъявлять документы при покупке так называемой слабоалкогольной продукции – «Ягуара» и т.д. В целом, я поддерживаю этот законопроект. Спиртное стало чересчур доступно. Подростки берут пиво также свободно, как лимонад.



Тем временем, полнейшим абсурдом назвал инициативу законодателей независимый аналитик Акылбек Сейитов.
– Трудно представить, как все граждане примутся ходить в магазин за водкой, непременно прихватив с собой паспорт, – говорит он. – Неизвестно, кого обяжут контролировать процесс купли-продажи алкогольной продукции. Реализация подобного законопроекта приведёт к росту теневого оборота спиртных напитков. Эта отрасль уйдёт в подполье. Полагаю, что подобная идея не тронется дальше слов.
Горючка на крючке
Не повезло и другим жидкостям, в частности, горюче-смазочным материалам. На юге страны под угрозой закрытия оказались более ста АЗС. Почему? Очередная нелепая попытка изыскать средства для пополнения бюджета. Дело в том, что наши мудрые руководители ввели так называемый 1-процентный налог с предприятия. Из-за этого более ста заправок прекратили свою деятельность. С таким тревожным сообщением выступил глава Ассоциации нефтетрейдеров Жумакадыр Акенеев. Более того, он отметил, что если в ближайшее время правительство не уделит должного внимания данной проблеме, то стране грозит срыв посевной.
– Мы встречались с Жанторо Сатыбалдиевым, – утверждает Акенеев. – Надеемся, что он удовлетворит наше ходатайство, и некоторые АЗС станут работать по старой налоговой системе. На данный момент в стране более 620 заправок, из них более 380 не сотрудничают напрямую с такими крупными поставщиками как «Газпром нефть Азия», а приобретают ГСМ через посредников. Антимонопольный комитет установил, что они обязаны продавать топливо на 2 сома дороже, чем покупают. Таким образом в последнее время этот сектор начал стремительно развиваться. Но в начале нынешнего года ввели 1-процентный налог на прибыль. Проще говоря, предприниматель обязан делать отчисления ещё до того, как получит доход. А теперь давайте посчитаем: в месяц маленькие АЗС закупают максимум 72 тысячи литров, и с учётом всех надбавок они получают 144 тысячи сомов. Как правило, на таких заправках работают 10 человек, каждому из них нужно заплатить минимум по 10 тысяч сомов. Остаётся 44 тысячи сомов, из этой суммы мы вычитаем вышеупомянутый налог на прибыль – 30 тысяч сомов. Кроме того, нужно учитывать стоимость коммунальных услуг и транспортировки топлива. В итоге предпринимателю ничего не остаётся. А разве кто-нибудь станет работать себе в убыток? Конечно, нет. Вот они и закрываются. Прежде всего, из-за этого пострадают жители сельской местности.
Глава ассоциации подчеркнул, что если правительство не отменит для мелких АЗС налог на прибыль, то в Кыргызстане останется не более 300 заправок. Такое положение дел может привести к значительному подорожанию ГСМ.
Низкие рейтинги
А теперь коснёмся самой острой проблемы. Речь идёт о том, что зарубежных горнопромышленников призвали не вкладывать деньги в Кыргызстан. Иного вывода не сделать, когда знакомишься с исследованиями, проведёнными канадским некоммерческим аналитическим институтом Фрейзера. Опросив представителей 742 горнодобывающих компаний, его специалисты выяснили, что Кыргызстан является одним из наименее привлекательных мест в мире для вложения инвестиций в горную промышленность.
Печальный вывод, впрочем, не оказался удивителен в свете событий, происходящих в нашей республике. Регулярные конфликты местного населения с разработчиками недр, бесконечные комиссии и безапелляционные заявления политиков рано или поздно должны были отразиться на рейтинге страны.
– Конечно, выводы института Фрейзера нельзя считать вполне объективными, – говорит по этому поводу советник президента по горной промышленности Валентин Богдецкий. – Результаты исследований получены лишь методом опроса представителей соответствующей отрасли. Однако даже в таком случае к ним стоит прислушаться. Регулярные «наезды» на «Кумтор», чистки лицензиатов и спорные претензии, естественно, отражаются на внешнем имидже республики. Более того, эта проблема усугубляется. Как известно, компании, получившие разрешение на разработку месторождений, потом изыскивают деньги на международных фондовых рынках или в крупных банках. Однако из-за низких рейтингов страны им все тяжелей добиваться этого. В результате горнопромышленники не могут выполнить взятых на себя обязательств, и государство отнимает у них лицензию, тем самым опять-таки вредя внешнеэкономическому имиджу.
Все правильно, но как отреагировали наши чиновники на такую пощёчину со стороны международного сообщества? Да никак! Молчание гробовое. Плевать они хотели и на имидж страны и на её инвестиционную привлекательность.
Виктор Волгин
Рисунок Михаила Томилова


Комментарии (2)