Информационно аналитический портал «Аргументы Недели» / Эскиз маслом, отвергнутый как грубая копия, оказался принадлежащим Рембрандту

Эскиз маслом, отвергнутый как грубая копия, оказался принадлежащим Рембрандту


Фото из открытых источников
Спорный эскиз маслом, находящийся в Музее Бредиуса в Гааге, который долгое время считался копией, на самом деле был написан голландским мастером Рембрандтом. К такому выводу исследователи пришли после двух лет тщательного его изучения.
 
«Воздвижение креста», считалось плохой копией в течение 50 лет, пока историк искусства и бывший куратор музея Йерун Гилтай не начал исследовать его для книги, которую он писал о творчестве Рембрандта. Он думал, что качество живописи говорит о том, что это работа мастера. Реставраторы музея Бредиуса очистили и отреставрировали работу, удалив обесцвеченные слои лака, а затем перекрасив, чтобы показать картину в ее неретушированном состоянии. Так отчетливо стали видны характерные мазки Рембрандта.
 
Инфракрасная рефлектография (IRR) и рентгеновское сканирование эскиза, выполненного реставратором из Роттердама Йоханнеке Верхаве, показывают, что его композиция изначально соответствовала композиции мюнхенской версии. В процессе рисования эскиза композиция изменилась: всадник переместился слева от креста лицом к зрителю в правый нижний угол, при этом всадник смотрит вверх на крест, спиной его и его лошади к зрителю. Всадник занял место собаки, которая была в оригинальном дизайне. Почти такой же всадник появляется на гравюре Рембрандта 1629 года.
 
Интересно, что с первой половины XIX века произведение считалось подлинной картиной Рембрандта. В то время историки искусства думали, что это этюд к картине Рембрандта «Воздвижение креста» 1633 года, произведение почти вдвое больше эскиза, который сейчас находится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Когда в 1921 году коллекционер и основательор музея Абрахам Бредиус приобрел масляный набросок, он не сомневался, что он написан рукой мастера, но считал, что он был сделан около 1640 года, а скорее это новая и улучшенная версия мюнхенского произведения, чем подготовительный эскиз к нему.
 
Атрибуция Рембрандта была поставлена под сомнение учеными в 1960-х годах и уже к концу десятилетия она была удалена из каталога художника. При этом картина была понижена в статусе настолько, что историк искусства Хорст Герсон описал ее в 1969 году, как сделанная безымянным последователем «грубая имитация, смутно основанная на Рембрандте».
 
Теперь же установлено, что это далеко не грубость и не имитация. Эксперты Рейксмузеума также провели техническое исследование картины и пришли к выводу, что это работа Рембрандта. Дендрохронологический анализ деревянной доски, на которой она была написана, датирует вырубку дерева 1634 годом. Перед использованием доску нужно было высушить, поэтому, вероятно, она была написана между 1642 и 1645 годами. Это не мог быть подготовительный набросок к «Воскрешению креста» Рембрандт, написанный в 1633 году.
 
Теперь «переподлинный» Рембрандт выставлен в Музее Бредиуса на короткой выставке, посвященной масляному эскизу и исследованиям, которые вернули ему его первородство.
7-11-2022, 01:00
Вернуться назад