Спрятанные в пещере монеты, могут быть самым ранним археологическим свидетельством восстания Маккавеев




Фото из открытых источников
Коробка с 15 серебряными монетами эпохи, когда Иудея находилась под контролем греческого царства Селевкидов, может стать первым археологическим свидетельством событий, которые стали частью восстания Маккавеев. Однако место нахождения будоражит современные политические споры.
 
Монеты были найдены в пещере Мурабаат во время раскопок, проведенных Управлением древностей Израиля в мае, и впервые выставлены в Музее Хасмонеев в Модиине, приуроченные к Хануке. Монеты были отчеканены Птолемеем VI в Египте между 176-170 годами до нашей эры. Поскольку последние монеты датированы за 3 года до начала восстания, историки, изучавшие их, считают, что они были спрятаны в пустыне, чтобы избежать неопределенности войны.
 
«Интересно попытаться представить человека, который убежал в пещеру и спрятал здесь свое личное имущество, намереваясь вернуться, чтобы забрать его. Человек, вероятно, был убит в боях, и он не вернулся, чтобы забрать свое имущество, которое ждало почти 2200 лет, пока мы его не вернули», — сказал доктор Эйтан Кляйн из Израильского управления.
 
После смерти Александра Македонского раздел его империи оставил Иудею под контролем враждующих греческих империй. В конце концов территория, которая сейчас является Израилем и Западным берегом, перешла под контроль Империи Селевкидов, основанной одним из генералов Александра. Относительная терпимость к иудаизму закончилась при царе Антиохе в 168 г. до н. э., который запретил еврейские религиозные обряды и превратил Храм в культ. 
 
Неизбежное восстание возглавили Иуда Маккавей и его братья и впоследствии отметили праздником Хануки. Совпадение Хануки, происходящей близко к Рождеству, привело к тому, что то, что раньше было относительно незначительным праздником в еврейском году, стало уделяться больше внимания в большинстве христианских стран, чтобы еврейские дети не чувствовали себя обделенными. Это, в свою очередь, повысило известность истории Маккавеев.
 
В отличие от многих других частей Библии, главы, описывающие восстание, не являются предметом исторического спора. Тем не менее, Кляйн описал находку как «первое археологическое свидетельство, непосредственно подтверждающее события, упомянутые в Книге Маккавеев». В частности, в Маккавеях 2:29 говорится: «В то время многие, искавшие правды и справедливости, поселились в пустыне».
 
Маккавеи успешно применили партизанскую тактику, чтобы компенсировать свою низкую подготовку и вооружение. Сокрытие в пустынных пещерах, безусловно, соответствует этому, хотя мы не знаем, принадлежали ли монеты кому-то, кто был частью восстания, или пытался защитить свое имущество от беспорядков. Та же самая пещера использовалась столетия спустя в рамках последующего еврейского восстания, на этот раз против римлян, известного как восстание Бар- Кохбы . 
 
Однако сегодня Вади Мураббаат, в котором находится пещера, находится на Западном берегу, а не в самом Израиле. Вывоз археологических находок с оккупированных территорий приобретает все большее значение, и некоторые музеи неохотно возвращают предметы, которые считаются украденными. В случае с этими монетами ситуация еще более сложная, поскольку почти наверняка они были зарыты евреем, сопротивлявшимся оккупирующей империи. 
 
Кляйн добавил: «Это абсолютно уникальная находка, представляющая первое четкое археологическое свидетельство того, что пещеры Иудейской пустыни играли активную роль в качестве сцены деятельности еврейских повстанцев или беглецов в первые дни восстания Маккавеев или события, которые к ним привели». Его упоминание этого места как «Иудейской пустыни» согласуется с тем, как оно было известно в то время, но затемняет нынешний оспариваемый статус Мурабаат.