Жизнь в Солнечной системе могла сначала зародиться на Марсе, а не на Земле

Новое исследование, опубликованное в журнале Science Advances, предполагает, что органические молекулы, которые позволили зародиться жизни, присутствовали на Марсе около 4,5 миллиардов лет назад. И хотя эти критически важные компоненты, возможно, попали на Землю примерно в то же время, именно на Красной планете жизнь нашла самые благоприятные условия.

Земля и Марс являются членами внутренней Солнечной системы, состоящей из четырех скалистых планет и пояса астероидов. Вскоре после своего образования эти планеты земной группы подверглись жестокой бомбардировке, когда поток астероидов обрушился на внутреннюю часть Солнечной системы.

В то время как эти породы ассимилировались в коре Земли и Марса, движение тектоники плит в нашем родном мире привело к тому, что эти древние метеоры попали внутрь планеты. Напротив, поверхность Марса неподвижна, а это означает, что камни, которые врезались в планету в далеком прошлом, остаются на месте и могут быть изучены.

Анализируя 31 марсианский метеорит, авторы исследования стремились ответить на ряд фундаментальных вопросов об их происхождении. Например, до сих пор ученые так и не определили, откуда прибыли эти древние снаряды из внутренней или внешней Солнечной системы, и несли ли они какой-либо органический материал, который мог позволить развиваться жизни.

Используя сверхточные измерения изотопов хрома, исследователи идентифицировали метеориты как углеродсодержащие хондриты из внешней части Солнечной системы. Основываясь на преобладании таких камней на Марсе и на том факте, что лед обычно составляет 10 процентов их массы, авторы подсчитали, что эти древние удары принесли на Марс достаточно воды, чтобы покрыть всю планету в 307 метрах воды.

Примечательно, что углеродсодержащие хондриты из внешней части Солнечной системы также транспортировали органические молекулы, такие как аминокислоты, во внутреннюю часть Солнечной системы. Эти соединения необходимы для формирования ДНК и, вероятно, предоставили сырье, позволившее зародиться жизни.

«В это время Марс подвергся бомбардировке астероидами, наполненными льдом. Это произошло в первые 100 миллионов лет эволюции планеты», — пояснил в своем заявлении автор исследования профессор Мартин Биззарро. «Другой интересный аспект заключается в том, что астероиды также несли органические молекулы, биологически важные для жизни».

Однако, хотя условия на Марсе могли быть идеальными для жизни на этом раннем этапе, этого нельзя сказать о Земле. «После этого периода произошло что-то катастрофическое для потенциальной жизни на Земле», — говорит Биззаро.

Считается, что между Землей и другой планетой размером с Марс произошло гигантское столкновение. Это было энергетическое столкновение, которое сформировало систему Земля-Луна и в то же время уничтожило всю потенциальную жизнь на Земле. Взятые вместе, эти результаты показывают, что жизнь, вероятно, имела больше шансов на процветание на Марсе, чем на Земле, в годы формирования внутренней части Солнечной системы.