Древние патогены высвобождаются в Арктике из-за таяния вечной мерзлоты




Фото из открытых источников
Арктика. Эти почти нетронутые миллионы квадратных километров замороженной земли быстро нагреваются. Фактически, Арктика нагревается почти в четыре раза быстрее, чем весь остальной мир, что имеет катастрофические последствия для региона и его жителей. Среди всего прочего, есть один побочный эффект, о котором стоит беспокоиться: более теплая погода восстанавливает вирусную динамику, что может привести к появлению новых патогенов.
 
Одним из недооцененных последствий изменения климата является увеличение распространения инфекционных заболеваний. Ожидается, что по мере того, как мир потеплеет, многие виды будут отклоняться от своей типичной среды обитания, принося с собой различные патогены. Это означает, что впервые встречаются ранее неизвестные вирусы и переносчики, что может привести к распространению вируса по мере миграции вируса от одного резервуарного хозяина к новому.
 
И одна часть мира, где это может произойти с наибольшей долей вероятности, — это Арктика. В новой статье, опубликованной в Proceedings of the Royal Society B, группа исследователей из Оттавского университета попыталась количественно оценить риск распространения в регионе. Они отправились к озеру Хейзен, пресноводному озеру в Канаде сразу за Полярным кругом, и собрали образцы почвы и озерных отложений, прежде чем секвенировать генетический материал в этих образцах, чтобы определить, какие вирусы присутствуют. Они также секвенировали геномы потенциальных хозяев в регионе, включая животных и растения.
 
Затем они попытались оценить вероятность превращения вируса в новый вид. Для этого они изучили генетическую историю вируса и его типичного хозяина. Если хозяин и вирус демонстрируют схожие модели развития, это означает, что они долгое время жили вместе и вирус не склонен к распространению на другие виды. Если их эволюционные закономерности сильно различаются, это говорит о том, что вирус какое-то время жил в разных хозяевах, переходил от них и, вероятно, сделает это снова.
 
Зная о склонности вирусов в регионе к передаче видов, ученые использовали компьютерный алгоритм, чтобы оценить, как изменение климата изменит вероятность того, что они это сделают. Они использовали увеличивающийся поток воды из близлежащих ледников в качестве индикатора повышения температуры и обнаружили, что по мере повышения температуры и увеличения ледникового стока риск вирусной инфекции в области шипов хозяина увеличивался.  Объясняется это тем, что талая вода течет в озеро, неся и откладывая отложения, которые нарушают популяцию озера и, нарушая эту среду, ускоряют развитие патогенов против иммунной защиты их хозяев.
 
Важное предостережение заключается в том, что невозможно дать окончательный ответ о том, что произойдет на самом деле. «Мы не можем сказать: «У нас в Арктике возникнет серьезная проблема с пандемией», — говорит Стефан Арис-Бросу, автор статьи и доцент биологии Оттавского университета. Фактически задача состоит лишь в том, чтобы количественно оценить риск развития побочных эффектов. «Предсказать такое событие совершенно невозможно».
 
Еще одно ограничение статьи заключается в том, что исследователи могли рассматривать только известные отношения вирус-хозяин. «Большинство из них неизвестны», — говорит Джанет Янссон, ученый из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории в Вашингтоне. Поэтому к результатам следует относиться с некоторой долей скептицизма. Они указывают на проблему, но не дают полной картины угрозы, исходящей от вируса, распространяющегося по этой местности. Фактически же ученые предупреждают, что что таяние вечной мерзлоты может открыть ящик Пандоры с патогенами, когда-то застывшими во времени.